вівторок, 22 квітня 2014 р.

Как соберетесь, прилетайте

«К полету готов?» – знаменитый вопрос инструктора первых космонавтов Марка Галлая кураторы Дмитрий Буткевич, Валерия Галлай и Люсинэ Петросян задали почти 40 современным творцам, отмечая юбилей летчика-испытателя. 

Они готовы – значит, «поехали!». Но на то и современное искусство, чтоб все переиначить – ключевым стал подзаголовок показа о «Трансформации образов космонавта и космоса в работах художников XXI века».

От нынешней выставки ощущение как будто собралась в чьем-то доме большая компания – слово за слово, и все разговорились про грезы о космосе, который из предчувствия стал присутствием, про ощущение полета, про то, в конце концов, как над буднями воспарить. Поскольку устроители патетику заменили иронией, даже присутствие некоторых, казалось бы, не очень вливающихся в компанию художников тут сглажено. Здесь не расставляют акцентов, а дают слово. Это важно.

Потому получилось насыщенно и говорливо – то лирично, как хрупкие и утонченные в самом прямом смысле космические станции и корабли Леонида Тишкова, который оммаж Хлебникову – макаронный «Ладомир» – подвесил над землей так, что тот отбрасывает ажурные тени.

То с сарказмом, когда мишки не в сосновом бору, а яблони не на Марсе – Дамир Муратов сделал цветной «коврик» на стенку с «Мишками на Марсе», и влекут их не деревья, а ракеты. Иначе про освоение просторов рукодельничает Ольга Солдатова: в духе монументальных мозаик советского метро (того же Дейнеки на «Маяковской», скажем), но в неизменной собственной стилистике – с самолетиками и звездами из бисера и цветных стекол – «Космос» она приручает.

Олег Кулик космосом сделал «Музей» – так называется проект, на фотографии из которого под расписным плафоном с древними героями, гирляндами и раковинами пространство искусства бороздит разудалый космонавт. Зоя Сокол решила восстановить несправедливость – скудно известна биография Белки – и соорудила фотоколлаж, где в сложносочиненном (как было модно снимать на память выпускников) обрамлении – в данном случае знамен, профилей Ленина, Королева и Циолковского – запечатлены участники полета «Спутника-5» Белка и Стрелка.

Нынешний микс играет на контрастах. То есть если, к примеру, взять условно портретную тему, то покажут и странный гипсовый, испещренный узорами череп – «Космонавта» несколько претенциозного Константина Худякова, это впечатление можно попытаться уравновесить «Александром Великим» – Шуриком-Демьяненко в скафандре, написанным Игорем Гусевым, а потом еще добавят псевдомозаичного (на самом деле Анатолий Ганкевич работал маслом по холсту) Гагарина на «иконном» золотом фоне и с «нимбом» шлема.

Если летать – так воспарить, и Борис Кочейшвили в поэтичной картине-рельефе «Улетели» белым по белому показывает рядом с ракетой, кажется, дующего в трубы ангела. Владимир Наседкин пишет ландшафты, сперва вглядываясь в космические снимки, а его жена Татьяна Баданина показывает небо, которое прямо тут – стоит лишь опустить голову да заглянуть во вселенные ящиков.

Чтоб высвободиться из кухонного плена, составленную из кастрюлек и баков трубу «Телескопа» Владимир Марин устремляет ввысь. Вырваться из быта чает и Владимир Трямкин. Избороздив старенький железный круг лунными кратерами, он напоминает, что «Луна рядом» – даже в домашних условиях. Такие космические одиссеи пересказаны художниками, отправлены в музей их воззваниями к космосу.

…А день рождения Марка Галлая совесем рядом с Днем космонавтики: 16 апреля ему исполнилось бы 100 лет. Это про него Эльдар Рязанов сказал, что «если бы нужно было создать эталонную единицу абсолютной порядочности (как скорость света), ее надо было бы назвать «один галлай».

На иллюстрации: Олег Кулик, "Астронавт"

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.