середу, 31 жовтня 2012 р.

Почему России, чтобы строить ракеты, нужна предпринимательская культура


Сегодня весь мир следит за первыми серьезными шагами частного космоса. Безусловно, пока речь идет о единичных частных проектах. Однако то, что вскоре космос станет ближе и доступнее для «простых смертных» предпринимателей, стало очевидным. О том, что в ближайшем будущем ждет зарождающуюся индустрию — коммерческий космос, мне бы и хотелось поговорить.
Для начала хочу подчеркнуть, что я не случайно говорю «коммерческий» космос («сommercial space»). Дело в том, что употреблять слово «частный» («private») в данном случае... не слишком уместно. Если вы, например, наберете в строке поиска Google "private space" — вы найдете ссылки на сайты о частных апартаментах и недвижимости, чем на новости о запуске Dragon. Так что давайте не слепо калькировать западные термины, а искать собственные слова для нового явления, заменять « частный» космос на «коммерческий» или на «новый» (в США, кстати, сочетание «New space» очень распространено).
Я настаиваю на несмешении подобных понятий. Конечно, в первую очередь, не с точки зрения филологической. Дело, главным образом, в том, что «частный» космос, вообще говоря, существовал всегда. Например, «Boeing» была и остается частной компанией, как и множество других организаций, строивших по заказу государства спутники и ракеты. Но сейчас изменилась сама модель освоения космоса, эта сфера перестала быть «закрытой» для широкого круга компаний,  и сегодня в сфере покорения космического пространства  налицо переход от g2g к b2g и  даже к b2b. То есть, госзаказчик, наконец перестал быть единственным потребителем. И потому о коммерческом космосе можно говорить как о новой родившейся отрасли, не проводя параллелей с тем,  в какой форме  все существовало раньше.
Источник развития сегодняшнего, «нового» космоса, — не правительства стран, а высшие стремления предпринимателей-энтузиастов, загоревшихся идеей слетать на Марс, Луну и т.д. В этом смысле, показательно, что импульс к становлению индустрии коммерческого космоса исходил из США. Именно там сложилась особая культура предпринимательства, которая заставляет людей, купивших себе энное число домов, машин, задаться целью, не больше не меньше, — продвинуть вперед человеческую цивилизацию. Этим людям недостаточно выдвинуть себя на высокий пост в муниципалитет (чем часто ограничиваются амбиции российских богачей). Им нужно удовлетворить свои высшие -  гуманистические, если хотите  -  потребности.
Смеетесь? А ведь стремления такого масшатаба — реальный драйвер формирования целого рынка. И нужно очень хорошо понимать, что никакого единого кейса о том, как развивается коммерческий космос, нет. Все делается американскими бизнес-активистами в данный час и в данную минуту. В то время как остальной мир с замиранием сердца следит за «чудачествами» предпринимателей США.
Итак, на место волны освоения космоса "1.0", которая было инспирирована  военными в 60-х-80-х, пришла волна "2.0", у истока которой — поколение энтузиастов. В США это, в основном, люди, выстроившие глобальные ИТ-компании (такие как легендарный Элон Маск, вырастивший PayPal) и вдруг осознавшие, что спутник, вообще говоря, ненамного более сложное устройство, чем iPhone. Что космос — это не roсket science. Что на этом можно делать деньги и что бизнес-модели уже начинают более-менее обрисовываться. Это понимание не дает людям расслабиться, они готовы к новому. Они молоды и их беспокоит не собственный артрит. Они богаты и не хотят покупать себе очередной Bentley.   
Цукерберг недавно (весьма самонадеянно) в одном из своих интервью воскликнул:: "Я рассматриваю возможность купить Грецию, но у меня после этого все равно останется восемнадцать миллиардов".  Чем не пример мышления сегодняшнего поколения мегауспешных предпринимателей? Но кто поручится, что тот же Цукерберг в ближайшее время не решит инвестировать в строительство ракет? Хотелось бы, чтобы и у нас хотя бы некоторые успешные предприниматели пошли по этому пути. Хотя бы те, кто научился строить собственный бизнес, а не зарабатывать на том что плохо лежит.
Вы скажете, что это только философия? Но осознание подобных вещей реально важно для понимания того, откуда вообще появился «новый космос». В нашей стране как-то принято в успехах других искать заговоры, секреты, шпионства. Так и с успехами предпринимателей, запускающих на Западе спутники и космические корабли. Некоторые хотят видеть в этом попытку установить мировое господство со стороны США или, в самом крайнем случае, козни масонов...
Пора прекратить верить подобным мифам, потому что частный космос — это действительно инициатива талантливых людей. Тем более невзрачно выглядим мы на их фоне, не правда ли?
С нашей-то идеализацией советского космопрома...
Сергей Седых 

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.