пʼятницю, 19 жовтня 2012 р.

Украинские инженеры помогут Китаю долететь до Марса

В Пекине побывали руководители Государственного космического агентства Украины (ГКАУ) и ведущих предприятий, работающих в этой отрасли. Они посетили несколько предприятий, приняли участие во втором заседании украинско-китайской подкомиссии по сотрудничеству в области космоса. Оно прошло под председательством главы ГКАУ Юрия Алексеева и руководителя Китайской национальной космической администрации (КНКА) Чэнь Цюфа.


Пусть не вводит в заблуждение порядковый номер — «второе». Сотрудничество между Украиной и КНР в этой сфере началось в еще декабре 1995 года, когда было подписано соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Тогда же была создана и соответствующая совместная комиссия, которая успела провести семь заседаний. После того, как в апреле 2011 года была создана Комиссия по сотрудничеству между правительствами Украины и КНР, появились профильные подкомиссии, и начался новый отсчет. В частности украинско-китайская совместная комиссия переименовалась в подкомиссию по сотрудничеству в области космоса и тогда же, в апреле, провела в Киеве свое первое заседание.
Планов у китайцев и впрямь громадье: запуски спутников самого разного назначения и кораблей — пилотируемых и беспилотных, прилунение уже в 2013 году, полет к Марсу в 2030-м.
К 2020 году планируется завершение формирования сети глобального позиционирования и создание собственной орбитальной станции на базе уже действующего модуля, а также строительство сверхмощных ракетоносителей и нового, близкого к экватору космодрома в дополнение к уже действующим трем.
Надо сказать, что Китай — страна достаточно закрытая в космической сфере. Несмотря на заверения в готовности сотрудничать с другими государствами. Но было бы наивно думать, что впечатляющие рывки она могла бы совершать исключительно благодаря талантам своих инженеров-конструкторов. Как выразился Юрий Алексеев, «наши предприятия, институты многие практические задачи помогают решать китайским специалистам, которые используют тот научный задел, который был наработан еще в советские времена, что позволяет им буквально семимильными шагами перепрыгивать через некоторые вещи, до которых мы доходили кровью и потом». Судите сами, Китай начал развитие своей космической программы, когда околоземное пространство вовсю бороздили аппараты ряда других держав, когда выход в открытый космос уже не был чем-то из области фантастики, когда на Луну уже ступала нога человека. По очень многим вопросам КНР просто не было нужды изобретать велосипед. Впрочем, то, что они делают сейчас, именуется исключительно национальными разработками и вызывает небывалое чувство гордости у нации. Немаловажный момент.
Основы же Китай, как и в вопросе авиастроения, почерпнул еще у «старшего брата» —Советского Союза, многие ракетостроительные КБ и заводы которого находились на Украине. Не потому ли на заре независимости и начала сотрудничества с Китаем возникли с нашей стороны завышенные ожидания в этой связи? Немало времени было упущено и по нашей нерасторопности, нередко — боязни продать и потерять что-то и потому, что китайская сторона с настороженностью подошла к старому-новому партнеру, думая, что он «все еще застрял в советском прошлом». С Россией у Пекина контакты наладились быстрее.
Например, несколько лет назад, когда Китай только начал работать над своей лунной программой, украинские специалисты с воодушевлением начали мечтать о том, что Пекин прибегнет к отечественному опыту. Мы по-прежнему предлагаем им ближе ознакомиться с многочисленными разработками, которые СССР в свое время так и не смог реализовать на практике. Вот и глава ГКАУ, приглашая в очередной раз технических специалистов «глубже посмотреть на наработки» украинских специалистов в области исследования Луны, знает, о чем говорит: в 1973 году он своими руками собирал на «Южмаше» узлы для посадки лунного модуля. Возможно, после посещения в июле этого года ряда украинских объектов и проведения переговоров делегацией во главе с руководителями программы зондирования Луны контакты в этой области активизируются.
Зато уже есть интерес к центру связи с дальним космосом в Евпатории, который создавал еще Королев и который, к счастью, был сохранен и модернизирован. В этом году в нем побывали и китайские специалисты. Такого центра у китайцев нет, а планы по исследованию дальнего космоса есть. ГКАУ приглашает китайских специалистов не только провести в Евпатории следующее заседание в 2013 году, но и работать там. К слову, на этот центр в аспекте сотрудничества возлагались большие надежды, когда стартовала совместная российско-китайская марсианская миссия «Фобос-Грунт» с китайском зондом «Инхо-1». К сожалению, она завершилась неудачей — спутник из-за проблем в работе двигательной установки станции не смог выйти с околоземной орбиты, а нынешней зимой его обломки рухнули в Тихий океан. Украине было обидно вдвойне, потому что выводил аппараты на орбиту ракетоноситель «Зенит», но к нему претензий как раз не было.
Кстати, что касается носителей. Китайцы осуществляют свои запуски с помощью ракет серии «Великий Поход». Их, запусков, с апреля 1970 года было уже 169. А начиналось все с того, что в 1956-м специалисты КБ «Южное» передавали Китаю технологии и ракетные конструкции, которые (надо отдать должное) получили достойное развитие. Сейчас местные инженеры работают над созданием тяжелых носителей, без которых невозможно осуществить многие их амбициозные планы. Они утверждают, что уже практически завершили работы над 120-тонным жидкостным двигателем внутреннего сгорания с циклом высокого давления (став второй после России страной, освоившей такую технологию), который к тому же является нетоксичным и незагрязняющим окружающую среду. Но если вернуться немного назад в 1985 год, то СССР продал КНР три 120-тонных двигателя (которые разрабатывались в Москве, а серийно изготовлялись на «Южмаше» в Днепропетровске). Не на их ли основе создается интеллектуальная собственность КНР? При этом и тогда, да и сейчас немало специалистов КБЮ помогали начать производство двигателей. Как обычно бывает в таких случаях, китайская сторона данный факт не афишировала, а наши на рекламе и не настаивали.
Это же касается и других аспектов. Отечественные ракетчики рассказывали и показывали порой и бескорыстно элементы баллистических расчетов, выведения на орбиту, дистанционного зондирования Земли. Обвинять китайцев совсем уж в беспардонном заимствовании было бы несправедливо. Скорее мы сами нередко не по-хозяйски распоряжались знаниями. С другой стороны, завеса секретности порой мешала заключить выгодную сделку. Китайцы же все равно находили и будут находить нужные им технологии, но заплатят уже другим. А никак не реализованное знание, пусть даже уникальное, становится бесполезным, если нигде не применяется. В этой связи руководство ГКАУ считает, что любознательность китайских коллег полезна уже хотя бы тем, что позволяет и нашей науке не стоять на месте, а двигаться вперед, извлекать порой подзабытые вещи и на их основе творить что-то новое (это, кстати, относится не только к космическим технологиям).
Если говорить о чисто денежном выражении сотрудничества, то в настоящее время украинская сторона выполняет для Китая 21 контракт на общую сумму более $67 млн. Сумма, скажем прямо, далеко не астрономическая, но стороны искренне надеются на расширение контактов.
В скорректированной на данном заседании Программе украинско-китайского сотрудничества в области исследования и использования космического пространства в мирных целях на 2011—2015 годы (она была подписана в рамках государственного визита в КНР Виктора Януковича в сентябре 2010 года) зафиксировано 52 пункта, в числе которых 36 — первоочередные и 16 — перспективные. Они касаются, в частности, ракето- и двигателестроения, спутниковых технологий зондирования Земли, обработки данных, материаловедения, создания оптических и оптико-электронных приборов и деталей. Например, стороны обсуждают возможность доработки наземных станций и возможность приема сторонами информации со спутников друг друга, что особенно важно при каких-то природных катаклизмах. Кроме того, китайская сторона заинтересовалась данными, полученными с помощью наземных корректирующих станций. Украина делает станции приема информации, которые ориентированы на глобальные системы навигации: американскую GPS, российскую ГЛОНАСС, европейскую «Галилео». Сегодня спутник дает информацию с привязкой, грубо, в 1 метр, а с помощью корректирующих наземных станций точность привязки может быть сведена к сантиметрам. С помощью украинских и российских наработок удалось достичь точности в 20—25 см. Высказали китайские ученые интерес к проекту создания спутника IONOSAT.
Сегодня Россия и Польша уже выразили готовность участвовать в проекте своими приборами, такое же предложение передали Китаю. Всего на спутнике будет стоять шесть или семь приборов, и тогда Китай будет владеть информацией со всех семи, так же, как Украина и остальные страны-участницы. Китайские специалисты сегодня контактируют со структурами Национальной академии наук Украины по вопросам функционирования своего космического модуля, на базе которого собираются развернуть орбитальную космическую станцию. Отличие ее от станции «Мир», например, состоит в том, что та сразу была обитаемой, а китайская является «станцией посещений», в связи с этим возникают вопросы поддержания «биофауны» модуля во время отсутствия на нем людей. Контакты с украинскими учеными касаются «подбора материала для долговременного обитания в замкнутых объемах».

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.