понеділок, 13 квітня 2015 р.

Полеты во сне и на Луну

Два года назад 12 апреля Владимир Путин отправлял сигналы в космос. Он вышел на связь с Международной космической станцией с космодрома Восточный. Точнее, с того места, где затевалась эта «стойка века». 

«Хорошая площадка, мы ее долго выбирали», — отметил президент. Посылая сигналы, Путин говорил о том, что в 2015 году с Восточного стартуют первые ракеты. А сам космодром пригодится не только России, но и «нашим коллегам из Европы и США». «Мне очень приятно, что у нас космос — такая сфера деятельности, которая позволяет забыть про все сложности международных отношений», — обращался он к американским астронавтам. Космос сигналы услышал. Но ведь время там течет по-другому. Спустя два года Путин вновь говорил о Восточном.

В декабре этого года на космодроме Восточный действительно планируется первый старт. Однако строительство сильно отстает от графика. А тут еще новый скандал. В начале апреля 26 строителей объявили голодовку из-за невыплаты зарплаты. После их разговора с вице-премьером России Дмитрием Рогозиным голодовка была прекращена, долги погашены, а Следственный комитет России возбудил уголовное дело.

Встреча с Рогозиным и главой Роскосмоса Игорем Комаровым как раз и была первым мероприятием в расписании президента после Дня космонавтики. В Ново-Огарево гости пришли не с пустыми руками: принесли с собой макет усовершенствованной тяжелой ракеты «Ангара», которая за счет дополнительной ступени сможет теперь поднимать на 12 тонн больше.

«Это пилотируемый транспортный корабль нового поколения. Он обеспечит полеты и на Луну, и в дальний космос, — объяснял Комаров Путину. — Разрабатывается Центром Хруничева, и первые пуски планируем в 2021 году и в 2024 году. Надеемся, что уже с россиянами на борту, с нашими космонавтами, он будет состыкован с орбитальной станцией».

Стоявший на столе в кабинете Путина макет больше походил на детскую игрушку. Но трое взрослых мужчин тут, конечно, не в игрушки играли.

«Очень хотелось бы реализовывать на космодроме Восточный новые проекты с перспективным транспортным кораблем нового поколения и с новой "Ангарой", в том числе тяжелого класса», — делился планами глава Роскосмоса.

«Тяжелая и так была предусмотрена, речь должна идти о сверхтяжелой ракете, — поправил его Путин. — Об этом надо думать».

«Об этом мы думаем! — заверил Комаров. — Мы решили сделать третью ступень "Ангары", что позволит по двухпусковой схеме достигать поверхности Луны вместе с пилотируемым кораблем, космонавтами и лунным взлетно-посадочным модулем». По словам главы Роскосмоса, такой подход позволит существенно сэкономить, потратив на опытно-конструкторские разработки только 60 миллиардов рублей.

«Нужно научиться, в конце концов, по-хозяйски относиться к финансовым ресурсам», — попросил Путин.

Отойдя от макета и сев за большой стол, все трое обсудили, как страна наращивает орбитальную группировку. На сегодняшний момент в ней 134 космических аппарата. А у европейцев, скажем, всего 131 аппарат. «Но американцы по-прежнему на первом месте», — вздохнул Рогозин. Комаров уточнил, что на втором — Китай. А Россия — только на третьем. «Зато у нас есть вторая навигационная система. 29 спутников находятся на орбите: 24 — в боевом дежурстве и, соответственно, 5 — в орбитальном резерве», — поддержал общий боевой дух Рогозин.

И продолжил докладывать об успехах: в прошлом году было запущено 80 спутников — это рекорд. Новый навигационный спутник «Глонасс-К» позволит к 2020 году выйти на разрешение до 60 сантиметров — против 2 метров 60 сантиметров, имеющихся на сегодняшний момент.

«Но важно другое, — увлеченно объяснял Рогозин. — Сегодня основной рынок космических услуг — это рынок навигации, дистанционного зондирования земли, картография, метеосвязь и так далее». Чтобы этот рынок освоить, главный акцент делается на создании целого поколения космических аппаратов национального производства. «В целом можно констатировать, уважаемый Владимир Владимирович, что мы видим уже свет в конце тоннеля, — оптимистично подытожил Рогозин. — И начинаем выходить из полосы системного кризиса, в котором находилась отрасль в последнее время».

«А космодром как строится?» — задал главный вопрос Путин.

«Строится. Это самое главное», — заверил Рогозин. Он уточнил, что находится в ежедневном контакте с руководителем стройки. Но проблемы есть — отставание по срокам.

«Когда планируете первый пуск?» — настаивал Путин.

«Мы до конца года заканчиваем инфраструктурную работу», — начал Рогозин, но президент его прервал: «Пуск когда?»

«Мы предполагаем обеспечить пуск в декабре этого года», — пообещал вице-премьер.

«Да?» — удивился Путин.

«Да, планы у нас такие», — подержал коллегу Комаров.

Взрослые мужчины покинули кабинет, красивые игрушки остались на столе.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.