вівторок, 30 вересня 2014 р.

Зачем Индия полетела на Марс

24 сентября, преодолев 680 млн километров, индийский зонд Mangalyaan достиг орбиты Марса. Он сделал Индию единственной азиатской страной, которой удалось вывести зонд к Марсу, а также первой страной, добившейся этого с первой попытки. 

Научная миссия аппарата выглядит довольно скромно: он отправит на Землю снимки поверхности планеты (этим же занималась американская станция «Маринер-4» в 1964 году) и исследует метан в атмосфере Марса, что (возможно) поможет установить его источники; миссия продлится полгода, это в пять раз меньше времени, потраченного на ее подготовку. «Это как если бы очередной ученый приехал на Галапагос и провел там два дня, чтобы сделать наброски одного-двух зябликов, изученных Дарвином», – пишет журналист Самант Субраманьян в журнале New Yorker. Но на самом деле у индусов есть план.

«Я бы сказал, что наша миссия на 85 процентов сделана для демонстрации технологий», –сообщил глава Индийской организации космических исследований (ISRO) Коппилил Радхакришнан.

В такой демонстрации есть как осязаемые, так и неосязаемые аспекты, отмечает New Yorker: лучшие возможности для исследований, отблеск престижа и даже новое, научное вдохновение для народа. Но в конечном счете за ней стоит практичный расчет: успех миссии и обсуждения в прессе привлекут заказчиков для Antrix – коммерческого подразделения ISRO, которое поставляет комплектующие для космических аппаратов, сдает в аренду транспондеры, а также строит и запускает спутники на заказ.

Antrix (от «антарикш» – «космос» на санскрите) был основан как госкорпорация в 1992 году и предназначался для обслуживания индийского космического агентства. Несмотря на то что ISRO обычно отправляет легкие спутники на низкие орбиты, Antrix умудряется зарабатывать, в том числе на иностранных заказах: по данным индийской Mint, доход корпорации в 2013–2014 годах составил $212 млн, а в 2015-м ожидается рост на 15%. Это не огромные деньги, но для компании, которая умудрилась отправить зонд на Марс за $74 млн, они существенные.

«В начале Antrix сталкивалась с массой проблем, когда пыталась продавать свои услуги. Их цены были гораздо ниже рыночных, и немедленного доверия это не вызывало», – говорит профессор Мадрасской школы экономики и автор книги об экономике ISRO.

Однако конец 90-х был удачным временем, количество коммерческих компаний, госструктур и правительств, желающих иметь в космосе спутник, бурно росло. Сейчас вокруг нашей планеты вращается больше тысячи действующих искусственных спутников, еще около 2600 уже не работают, но остаются на орбите (выглядит все это так); совокупный доход этой сферы в прошлом году составил $5,5 млрд. «Это очень большой пирог, и даже самые тонкие его кусочки стоят того, чтобы побороться», – отмечает Субраманьян.

В зависимости от веса, нужной орбиты и других факторов выведение спутника в космос может стоить $10 тысяч за фунт (0,45 кг) веса. В Antrix не раскрывают свои расценки, но, по мнению экспертов, они составляют две трети или меньше тех цен, что просят американская International Launch Services или United Launch Alliance – совместная компания Boeing и Lockheed Martin.

Успех Mangalyaan отправляет странам и компаниям, желающим производить и запускать спутники, два четких сигнала, пишет New Yorker: что ISRO в состоянии разработать сложный аппарат, способный добраться до Марса, и что она может отправлять в космос аппараты за поразительно небольшие деньги.

Впрочем, индийской Antrix уже наступают на пятки: в прошлом году SpaceX запустила для одной европейской компании спутник всего за $­55 млн (пресса назвала Falcon 9 «Honda Civic среди ракет-носителей»), а Interorbital Systems предлагает отправить на орбиту персональный мини-спутник за $8 тысяч. Все идет к тому, что экономность будет играть в освоении космоса не меньшую роль, чем смелость и изобретательность.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.