пʼятницю, 6 червня 2014 р.

Персона — Эрик Андерсон, сооснователь Space Adventures и Planetary Resources

Журнал Wired окрестил их «астропренерами»: эти люди хотят зарабатывать на покорении космоса. Один из них — Эрик Андерсон: он отправил на орбиту Денниса Тито, первого космического туриста, а теперь собирается добывать на астероидах драгоценные металлы

Андерсон вырос в пригороде Денвера, Литлтоне, штат Колорадо. Его мать родом из Аргентины, отец — американец. Глава семейства зарабатывал на инвестициях в недвижимость и хотел, чтобы сын с детства привыкал обращаться с деньгами. Свои первые доллары Андерсон заработал то ли в 10, то ли в 11 лет — он сам не помнит точно. Отец платил ему $5-10 в неделю за то, чтобы он выкидывал каждый день мусор и делал мелкие работы по дому.

В школе любимым предметом Андерсона стала астрономия. Его родители до сих пор с гордостью показывают сделанную их сыном из дерева большую модель Солнечной системы. Андерсон оказался гением в математике, обгонял одноклассников в ее изучении на несколько лет и прошел все курсы по этой науке, которые предлагала школа. Он мечтал поступить в Военно-воздушную академию США, благо она была недалеко от дома, а потом пробиться в космонавты. Но подвела близорукость. Пришлось в 1992 г. идти в Университет Вирджинии на направление авиационно-космической техники.

Поначалу Андерсон хотел зарабатывать на IT. Уже в пятом классе он программировал на компьютерах Apple. Затем основал сайт Starport.com о полетах в космос (продан в 2000 г. проекту Space.com). Получив диплом, Андерсон устроился программистом в Analytical Graphics, участвующую в проектировании космических кораблей. Он даже проработал там полтора года, прежде чем занялся делом, которое прославило его.

Во время учебы Андерсон познакомился с предпринимателем Питером Диамандисом. Это было за пару лет до того, как тот в 1995 г. учредил X-prize. Диамандис, в свою очередь, свел его с туроператором Майком Макдоуэллом. Тот специализировался на турах в Арктику и организации погружения на российских батискафах. Как-то собравшись втроем, они придумали агентство, отправляющее людей к звездам. «Все вместе мы наскребли $250 000, чтобы основать Space Adventures», — вспоминает Андерсон. Было это в 1998 г.

Бизнес начался с менее амбициозных туров. Пользуясь связями Макдоуэлла, желающих отправляли наблюдать за запуском ракет с Байконура. Потом начались полеты на переоборудованном Ил-76 и Боинге-727 по траектории, обеспечивающей почти полминуты невесомости.

Следующим шагом был полет на Миг-25. За $19 000 можно было подняться в 2,5 раза быстрее звука на высоту, где небо было черным, а звезды по-настоящему яркими. Полеты на «Мигах» стали первым опытом общения Андерсона с ужасной, как он вспоминает, российской бюрократией: допуск иностранцев на борт истребителя казался нонсенсом. «Мы находили людей, заявлявших, что могут разрешить полет, и только позже понимали, что у них не было на это никаких полномочий, — вспоминал Андерсон на страницах Forbes. — Добрая половина задачи заключалась в том, чтобы найти нужного человека». Самый главный урок, который Андерсон получил в жизни, — терпение. «Некоторые вещи занимают времени больше, чем хочется. Но в итоге все получается», — говорит он.

А первых клиентов нашли в среде людей, увлекающихся необычными путешествиями, — в Клубе исследователей в Нью-Йорке. Ими стали наследница алкогольной империи Anheuser-Busch Лотси Холтон, ее муж и сын. Они пришли в восторг от экзотики и разрекламировали ее всем знакомым. Скоро все рейсы были забронированы. Через некоторое время существенная часть выручки компании поступала от продажи туров корпорациям вроде Oracle, American Express, Volkswagen и Citibank, которые поощряли путевками в невесомость клиентов и сотрудников, писал Forbes. Компания стала приносить прибыль уже через три года после основания, рассказывал Андерсон USA Today.

Но этого было мало: троица бизнесменов мечтала о настоящем космическом туризме. Запустить человека на орбиту было по силам двум организациям: НАСА и Российскому космическому агентству (с 2004 г. — Роскосмос). С первым возникло две сложности. На борту взорвавшегося в 1986 г. «Челленджера» был космический турист — школьная учительница Кристи Маколифф. После этого был принят закон, запрещающий полеты непрофессионалов в космос.

Но даже если бы удалось переубедить чиновников, полет обошелся бы туристу в $200 млн, подсчитал Андерсон. «Они в НАСА завышают все цены, — жаловался он Forbes в 2005 г., вспоминая свою практику на последнем курсе в НАСА. — Я видел 100-страничное исследование, обошедшееся в $1 млн, которое я мог бы написать еще будучи школьником. У чиновников нет стимулов гнаться за дешевизной. Чем больше бюджет, тем больше у них власти».

Так что работа с русскими была очевидным выбором. Тем более что русские уже отправляли в космос за деньги. Так, в 1990 г. Япония договорилась с СССР о полете на орбиту телерепортера Тоёхиро Акиямы. По разным сведениям, СССР получил от $12 млн до $37 млн. Год спустя британка Элен Шарман выиграла конкурс на полет на станцию «Мир», спонсируемый консорциумом британских компаний. Договоренности о нем заключались снова на межправительственном уровне.

Начались поиски людей, имеющих выходы на российских чиновников от космоса. В 1999 г. вице-президентом Space Adventures стал Крис Фаранетта. Свою карьеру он начинал в Space Studies Institute (Институте космических исследований — некоммерческой организации, основанной в 1977 г. профессором Гарварда Джерардом О’Нилом). Еще в 1988 г. Фаранетта на одной из конференций предлагал представителям РКК «Энергия» выступить посредником и исследовать рынок в США для их технологий. Три года спустя он еще с одним энтузиастом открыл в Вашингтоне офис РКК «Энергия», который в том числе прорабатывал вопросы сотрудничества с НАСА, утверждает журнал Air & Space.

Главной трудностью работы с русскими, вспоминает Андерсон, было то, что они сразу говорили «нет» на все предложения. Но не раскрывали, почему отказывают. Так что первым делом надо было добиться от российских чиновников сформулированных возражений, а потом уже работать над контраргументами.

Лед постепенно таял. В какой-то момент Space Adventures заплатила РКК «Энергия» от $100 000 (по данным Forbes) до $200 000 (по данным Air & Space) за исследование, возможно ли отправить туриста в космос. Это убедило россиян в серьезности компании.

В поисках финансирования в 2000 г. Андерсон поехал в Лос-Анджелес. В том числе он просил денег у бывшего инженера НАСА, мультимиллионера Денниса Тито. Тот заявил, что ему неинтересно инвестировать в такой проект. Ему интересно самому полететь в космос. Правда, сделка чуть не сорвалась. Другая компания, MirCorp, возглавляемая бывшим коллегой Фаранетты Джефри Манбером, предложила Тито слетать на «Мир» раньше, чем Андерсон готов был отправить его на МКС, пишет журнал Air & Space. Но сдержать слово не смогла, Тито вернулся к Space Adventures.

А как же сам Андерсон и его мечта о космосе? «Сам я собираюсь в космос через 5-10 лет. Не хочу ждать», — признавался он в 2012 г. Правда, больше всего ему хочется не на МКС и не на Луну, а на Марс или луны Юпитера.

Сколько зарабатывает Space Adventures, неизвестно. В 2004 г. компания продала путевок на $15 млн и получила чистую прибыль в $1,5 млн, писал Forbes. А на сайте компании говорится, что к 2010 г. было продано туров на сумму более $250 млн. Видимо, денег Андерсону все же не хватает. Поэтому он берется за новые проекты и работает по совместительству. В 2007 г. он основал Planetary Power — компанию, занимающуюся солнечной энергией. В 2010 г. согласился стать гендиректором Intentional Software. Эту компанию основал космический турист Чарльз Симони, она разрабатывает методику простого и максимально избавленного от ошибок программирования.

В 2005 г. Андерсон озвучил новую идею — отправить двух туристов к Луне на «Союзе-ТМА». В 2011 г. у него появился первый клиент. Андерсон утверждает, что это очень известный человек, но кто именно выложил $150 млн за путевку, раскрыть отказывается. Если все пойдет по плану, путешествие займет три с половиной дня и земляне увидят ту сторону Луны, которую не разглядеть с нашей планеты. Правда, дата полета постоянно переносится и теперь запуск назначен на 2017 г.

Следующий проект родился в 2012 г. Андерсон с единомышленниками основал компанию Planetary Resources. Ее беспилотные космические корабли должны добывать на астероидах драгоценные металлы и доставлять их на Землю. «В астероиде диаметром полмили ценных металлов на триллион долларов. И не надо будет срывать ради их добычи на Земле горы и портить заповедники», — убеждал Андерсон Newsweek.

В эту идею вложили деньги такие люди, как Ларри Пейдж и Эрик Шмидт из Google, Чарльз Симони и даже россияне — в 2012 г. управляющий партнер УК I2BF Global Ventures Илья Голубович (сын основателя инвесткомпании «Арбат капитал» Алексея Голубовича) рассказал «Ведомостям», что инвестировал в Planetary Resources средства одного из своих фондов. Но в мае компания изменила планы.

Тащить металлы на Землю оказалось пока слишком хлопотно. Теперь на астероидах будет добываться вода. Ее разделят на водород и кислород, и этими газами будут заправлять всем желающим спутники, которые иначе, выработав ресурс топлива, сойдут с орбиты и сгорят в атмосфере. Первую партию орбитальных телескопов, которые будут искать подходящий астероид, Андерсон обещает послать в космос в 2016 г.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.