неділю, 29 червня 2014 р.

Эксперт: вероятная причина отмены запуска «Ангары» - отказ компьютерной программы

Какое-нибудь ЧП на старте новой ракеты-носителя «Ангара» надо было ожидать. Такова основная мысль, которую высказал «МК» один из инженеров, работающих над созданием космических аппаратов.

Напомним, что в пятницу, 27 июня во время подготовки к первому летному испытанию автоматика «Ангары» вдруг отменила запуск по техническим причинам. Его перенесли на субботу, 28 июня, а президент Владимир Путин, наблюдавший за пуском в режиме реального времени из Кремля, дал указание доложить ему о причинах сбоя уже через час.

Не знаем, доложили ли о причинах президенту, но общественность не знала их ни через час, ни через пять часов. Пресс-секретари Центра им. Хруничева и Роскосмоса, которые были в Плесецке во время ЧП, как по команде, разом отключили свои мобильные телефоны (как выяснилось позже, они в этот момент летели в самолете). Не оставалось ничего другого, как обратиться за разъяснениями к неформальным источникам в отрасли.

- А чего вы собственно ждали от новой ракеты? - удивляется один из руководителей отдела космического предприятия. - Вот я помню, как в 1969 году мы «Протон» впервые запускали. Тоже несколько пусков были неудачными. А потом ничего — стала на длительный период одной из самых надежных ракет. Так и тут, - произойти могло все, что угодно. Это же летные испытания, отмена запуска во время таких испытаний — это нормально.

- Но ведь ракета испытывалась перед запуском, Госкомиссия отработала, дала «добро»...

- Ну и что. Пока РН поднимали в вертикальное положение, легко могло что-то повредиться в двигателе, мог клапан какой-нибудь открыться. Двигательный отсек — это самое первое, что всегда приходит на ум в таких случаях, поскольку эта часть РН наиболее уязвимая. Так вот, для того, чтобы еще раз проверить все системы, вертикально стоящую ракету и тестируют еще раз за несколько минут до старта. Телеметрия должна получить ответ от всех запрашиваемых систем. Не получила, - дала сигнал «Отбой». Обычно в таких случаях на мониторе у оператора пишется какая именно система отказала: клапан или турбо-насосный агрегат. Еще проще, когда отказ поступает от самой контрольной цепи, которая обеспечивала телеметрию. Скорей всего это и случилось, иначе в Плесецке не объявили бы о возобновлении запуска уже на следующий день. Как правило, при отказе других систем дают дня два на выяснение причин.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.