пʼятницю, 24 серпня 2012 р.

Стивен Хокинг о Боге, вселенной и освоении космоса


В небольшом интервью гениальный физик и автор популярных книг о происхождении вселенной, Стивен Хокинг, ответил на вопросы читателей журнала «Time» о вселенной, Боге и своей личной жизни.
Если Бога нет, почему концепция его существования стала практически универсальной?
Я не утверждаю, что Бога не существует. Богом люди называют причину, по которой мы здесь. Но я думаю, что этой причиной являются законы физики, а не кто-то, с кем можно иметь личные отношения. Это безличный Бог.
Есть ли граница у вселенной? Если это так, то что за ней находится?
Наблюдения показывают, что вселенная расширяется с возрастающей скоростью. Она будет расширяться бесконечно, становясь при этом более темной и пустой. И хотя у Вселенной нет конца, у нее было начало в Большом взрыве. А на вопрос о том, что было до Большого взрыва можно ответить, что до него не было ничего, так же как нет ничего южнее Южного полюса.
Как вы думаете, просуществует ли наша цивилизация достаточно долго, чтобы совершать путешествия в глубоком космосе?
Я думаю, у нас есть хороший шанс дожить до колонизации Солнечной системы. Однако в Солнечной системе больше нет планет, которые подходят для нашей жизни, как Земля, потому пока неясно, выживет ли человечество, если Земля станет непригодной для жизни. Чтобы гарантировать долгосрочное выживание, необходимо достичь звезд, но на это потребуется больше времени. Нам остается только надеяться, что человечество проживет достаточно долго.
Если бы вам представился шанс поговорить с Альбертом Эйнштейном, что бы вы ему сказали?
Я бы спросил его, почему он не верил в существование черных дыр. Уравнения поля его теории относительности подразумевают, что большая звезда или газовое облако может «схлопнуться» и превратиться в черную дыру. Эйнштейн знал это, однако он убедил себя, что в любом случае произошел бы взрыв, который бы сместил массу и предотвратил образование черной дыры. А что, если бы никакого взрыва не было?
Какое открытие или изобретение вы хотели бы увидеть на своем веку?
Я бы хотел, чтобы термоядерный синтез стал практичным источником энергии. Это создало бы неистощимый источник энергии, без загрязнения и глобального потепления.
Что, по-вашему, происходит с нашим сознанием после смерти?
Я думаю, что мозг – это компьютер, а сознание похоже на компьютерную программу. Когда компьютер выключается, программа перестает работать. Теоретически, сознание можно воспроизвести в нейронной сети, но это было бы очень сложно, так как для этого потребовалось бы восстановить все воспоминания человека.
Учитывая вашу репутацию гениального физика, какие ваши интересы и увлечения могли бы удивить людей?
Я люблю все виды музыки: поп, классику и даже оперу. А интерес в гонках Формулы 1 я разделяю со своим сыном Тимом.
Считаете ли вы, что ваши физические ограничения помогли или помешали вашей научной работе?
Хотя мне не посчастливилось пострадать от бокового амиотрофического склероза, во всем остальном мне повезло. Мне повезло, что работаю в сфере теоретической физики, в которой физические недостатки не являются большой помехой, я также попал в точку со своими популярными книгами.
Чувствуете ли вы на себе ответственность, когда люди ожидают, что вы найдете разгадки для всех тайн жизни?
У меня точно нет ответа на все вопросы. Хотя физика и математика могут рассказать, как появилась вселенная, они не помогут в предсказании человеческого поведения, потому что для этого потребует решить слишком много уравнений. Я не лучше других понимаю поведение людей, особенно женщин.
Настанет ли время, когда человечество поймет все, что можно понять в физике?
Надеюсь, что нет, иначе я могу остаться без работы.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.