середу, 15 серпня 2012 р.

Центр Хруничева: Причиной аварийных запусков «Протонов» стал «Бриз-М»

«Все нештатные ситуации происходили на этапе работы разгонного блока ракеты-носителя; сама ракета-носитель (три ступени) во всех случаях отрабатывала штатно», - говорится в сообщении на сайте Космического центра.

Всего с 2008 года, согласно приведенной в сообщении статистике, было осуществлено 48 пусков ракеты «Протон» (31 коммерческий пуск и 17 - в рамках Федеральной космической программы), из которых четыре закончились авариями по вине разгонных блоков «Бриз-М».

В 2008 году один из десяти пусков, выполнявшийся по коммерческому контракту, закончился аварией. Космический аппарат AMC-14 не был выведен на орбиту. Авария произошла при втором включении разгонного блока «Бриз-М».

В 2011 году также один пуск из девяти был неудачным. Космический аппарат «Экспресс-АМ4» не был выведен на орбиту. Нештатная ситуация произошла на этапе работы разгонного блока «Бриз-М».

В 2010 году из 12 пусков один закончился неудачей. Авария также произошла на этапе работы разгонного блока, однако, в этот раз не «Бриз-М», а «ДМ». Три космических аппарата «Глонасс-М» не были выведены на орбиту

7 августа 2012 года при выведении космических аппаратов «Экспресс-МД2» и Telkom 3 произошла нештатная ситуация на этапе работы разгонного блока «Бриз-М» и космические аппараты оказались на нерасчетной орбите.

Ранее в среду ведущий научный сотрудник Института космических исследований РАН Натан Эйсмонт рассказал, что разгонный блок «Бриз-М», находящийся на нерасчетной орбите после аварии со спутниками «Экспресс-МД2» и «Телком-3», может перегреться и взорваться, оставив после себя облако металлических обломков.

«Разгонный блок не выполнил до конца программу полета, поэтому в нем осталось около половины из первоначальных 20 тонн топлива. Трудно сказать, к чему это приведет, но не исключено, что от перегрева солнечным светом топливо может взорваться», - сказал он.

Как пояснил Эйсмонт, при штатном завершении работы разгонного блока из него стравливаются остатки топлива, но в случае аварии этого не происходит. «В этом случае с разгонным блоком может произойти все что угодно», - сказал он.

У «Бриз-М», отметил специалист, предусмотрено обеспечение теплового режима, но не на длительный срок. Создать же режим теплозащиты, подставляя Солнцу то одну, то другую сторону разгонного блока не получится, поскольку нет возможности им управлять, рассказал Эйсмонт.

Он не исключил такие варианты развития событий, как детонация топлива от перегрева или возгорание легковоспламеняющегося топлива в случае нарушения герметичности бака. Направление разброса обломков разгонного блока при взрыве будет зависеть от многих условий, и сказать, на каком расстоянии от места детонации рассеются обломки, не представляется возможным.

Как сообщала газеты ВЗГЛЯД, на прошлой неделе ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М» не смогла вывести на орбиту спутники связи «Экспресс-МД2» и «Телком-3». По предварительным данным, сбой произошел в работе разгонного блока.

Теперь запуски ракет-носителей типа «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М» приостановят до выяснения причин нештатной ситуации. А руководство Космического центра им. Хруничева из-за произошедшей аварии может быть уволено.

http://www.vz.ru/news/2012/8/15/593511.html

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.