вівторок, 7 серпня 2012 р.

Космос лоботрясов и двоечников


"Отдельные неудачи" в области освоения межпланетного пространства, не мешают российскому официозу позиционировать страну как могучую космическую державу. Возможно это так, если не принимать в расчет крупнейшую российскую орбитальную группировку на дне Тихого океана и без толку сожженное в плотных слоях атмосферы энное количество ступеней ракет-носителей.

Последовательность и количество космических провалов России, действительно, впечатляет. Так, в начале декабря 2010 года в Тихий океан отправились сразу три спутника "ГЛОНАСС". 1 февраля 2011 года состоялся неудачный запуск спутника "ГЕО-ИК" ракетой-носителем "Рокот". Спутник был выведен на нерасчетную орбиту из-за ошибок в работе разгонного блока "Бриз-КМ". 18 августа ракете "Протон-М" не удалось вывести на геостационарную орбиту тяжелый телекоммуникационный спутник "Экспресс-АМ4". Опять из-за ошибок в работе разгонного блока, на этот раз "Бриз-М". Почти без перерыва, 24 августа новая напасть — запуск российской ракеты-носителя "Союз-У" с космическим грузовым кораблем "Прогресс М-12М" на МКС впервые за три с лишним десятка лет истории полетов ракет этого типа закончился неудачей. Корабль не был выведен на заданную орбиту из-за аварии на третьей ступени ракеты-носителя.

7 августа этого года "черная полоса" продолжилась. На этот раз, в то время как, после успешного десантирования, американский марсоход последнего поколения передавал на Землю фотографические изображения поверхности Красной планеты, неудачей закончился запуск ракеты-носителя "Протон-М", с разгонными блоками "Бриз-М". Ракета должна была вывести в космос два космических аппарата — российский "Экспресс- МД2" и индонезийский "Telkom-3". В ходе выведения головного на расчетную орбиту произошел сбой: после третьего включения двигательная установка РБ проработала всего 7 секунд вместо положенных 18 минут 5 секунд, в результате чего спутники не были выведены на заданные орбиты.

Комментируя неудачный запуск, экс-глава Роскосмоса Анатолий Перминов отметил, что в большинстве случаев причиной ЧП становится не техника, а пресловутый человеческий фактор. "Неисправность, которая привела к отключению разгонного блока "Бриз-М", думаю, можно было выявить на предприятии при подготовке к запуску", — убежден экс-глава Роскосмоса. Что касается самих разгонных блоков, то, по его мнению, все они "изделия хорошие, надежные".

Специалисты уверены, что ставшие уже системными неудачи являются следствием общей деградации "человеческого фактора" в российской космической отрасли. Как отметил в беседе с корреспондентом "Росбалта" летчик-космонавт, Герой России Роман Романенко, "люди, которые знают себе цену уходят по причине несоответствующих зарплат". "Остаются работать несколько категорий: либо "лоботрясы и двоечники", либо молодежь, которая до конца не понимает, что она делает, либо "фанатики-очкарики старой закалки", которым кроме "чая с сухариком" и высокой мечты о завоевании космического пространства ничего и не нужно. Но и таких осталось считанные единицы", — с сожалением констатировал Романенко.

Собеседник "Росбалта" косвенно подтвердил мнение Анатолия Перминова о том, что неисправность можно было выявить при подготовке к запуску. Романенко объяснил ошибки на этапе сборки банальным "халатным отношением к делу". В этом случае снимается извечный вопрос "что делать?", чтобы космические аппараты летали не падая. Иными словами: учите лучше, платите больше, спрашивайте строже – будут летать.

Теперь Государственная дума дает руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину еще полгода на налаживание работы в подчиненном ему ведомстве. По словам председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям Валерия Черешнева, Поповкин "в Госдуме был и говорил: дайте мне год-полтора. Но вот полгода прошло, мы дважды его слушали. Я думаю, что, давайте подождем еще полгода, тогда уже будем с него спрашивать, ведомство он взял, замены кадровые делает".

По словам Черешнева, глава Роскосмоса, отчитываясь перед депутатами, ничего не скрывает и довольно самокритично обо всем заявляет. В то же время парламентарий полагает, что срок вхождения Поповкина в должность уже заканчивается, и подходит время, когда с него будет спрашиваться за состояние отрасли.

К слову, как отметил в беседе с "Росбалтом" Роман Романенко, "Роскосмос занимается контролем, надзором, сбором и распределением финансовых потоков и пиаром. Там очень мало людей, которые понимают, что вообще происходит в космосе".

Складывается впечатление, что в российской космической отрасли остается все меньше тех, "кто понимает, что вообще происходит". После известной неудачи с не вышедшей в ноябре прошлого года на отлетную траекторию к Марсу российской межпланетной станции "Фобос-Грунт" некоторые "специалисты от космоса" договорились до того, что обвиняли в происках американцев. Некоторые – просто разводили руками, мол, что ж поделать, космос, ничего предсказать нельзя.

Представляется, что нельзя предсказать самовозгорание на промышленной свалке, хотя его можно с большой долей вероятности спрогнозировать, зная, какие вещества при сбрасывании войдут друг с другом в нежелательную реакцию. Что же касается космоса, то он нуждается не в предсказаниях или прогнозах, а в точнейших расчетах, которые могут произвести только хорошо обученные и высоко оплачиваемые специалисты. И успешное начало миссии американского марсохода тому лишнее подтверждение.

Последствия ЧП с российскими космическими аппаратами — одно хуже другого. Потеря "ГЕО-ИК" не позволила после четвертьвекового перерыва начать возрождение отечественной космической геодезической программы. В числе многочисленных и разнообразных последствий аварии "Экспресса-АМ4" (который, отметим, был застрахован на рекордные 7,5 млрд рублей) — срыв программы развития цифрового телевидения и проекта народного спутникового доступа в интернет. Проблемы с казалось бы супернадежной связкой "Союз"-"Прогресс" заставили было всерьез беспокоится за безопасность космонавтов, доставка которых на МКС осуществляется при помощи аналогичной техники. Впрочем, дальнейшие пуски эти опасения, к счастью, развеяли.

Справедливости ради стоит отметить, что космонавт Романенко отмечает надежность российской пилотируемой космонавтики. По его словам, там все системы "троированы", все системы проверяются и перепроверяются, существует так называемое тройное резервирование, "мы знаем, как устроены наши аппараты, доверяем им и поэтому не очень боимся улетать в космос".

Однако российская космическая отрасль эксплуатирует хоть и постоянно модернизируемые, но созданные еще по идеям Сергея Королева "Союзы", благодаря чему уверенно занимает нишу "космического извозчика", хотя кое-где "железный конь пришел на смену крестьянской лошадке", а где-то извозчики и вовсе пересели на современные автомобили, которые "уже давно не роскошь, а средство передвижения".


Подробнее:http://www.rosbalt.ru/main/2012/08/07/1019851.html

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.