вівторок, 24 грудня 2013 р.

В Воронеже впервые испытан электроракетный двигатель нового типа

12 декабря в испытательном комплексе КБХА проведено первое огневое испытание экспериментального электроракетного двигателя магнитоплазмодинамического типа. 

Воронежские специалисты открыли новое перспективное направление работ. Ведь традиционные жидкостные двигатели разработки КБХА помогают преодолеть земное притяжение, вывести спутник или корабль в космос, а электроракетные двигатели нужны для работы в самом космосе и могут стать основой для осуществления дальних пилотируемых межпланетных перелетов.

Энергетического совершенства современных ракетных двигателей для решения задач в дальнем космосе уже не хватает. Поэтому проведение космических исследований, решение проблем по борьбе с астероидной опасностью требует создания новых эффективных энергодвигательных установок с повышенной экономичностью, работающих на новых физических принципах.

Прорыву в решении этой проблемы могут способствовать электроракетные двигатели, в которых разгон рабочего тела до высоких скоростей осуществляется за счет использования электроэнергии.

При внешней простоте принципиальной схемы электроракетного двигателя реализация ее оказалась чрезвычайно сложной задачей, требующей изучения физики плазмы и многих лет экспериментальной отработки.

В настоящее время электроракетные двигатели применяются для коррекции и стабилизации параметров рабочей орбиты космических аппаратов. С ростом мощности бортовых энергоустановок такие двигатели становятся эффективными и в решении других задач. Например, для выведения космических аппаратов с низких на высокие орбиты, а также осуществления полетов в дальний космос. Сейчас для этих целей применяются электроракетные двигатели ионного или стационарного плазменного типа.

Мощность их принципиально ограничивается величинами до десятков киловатт, так что для пилотируемых космических кораблей они непригодны. Поэтому в ряде стран находятся в разработке электроракетные двигатели магнитоплазмодинамического типа, мощность которых может достигать одного и более мегаватт.

Перспективы и преимущества использования электроракетных двигателей очевидны. Так, для осуществления пилотируемой экспедиции на Марс при старте с околоземной орбиты использование ядерных двигателей по сравнению с традиционными химическими позволяет уменьшить исходную массу корабля вдвое, а применение электроракетных двигателей (с ядерной энергоустановкой) – в три раза.

Учитывая это, специалисты КБХА ведут в настоящее время проектно-расчетную разработку и экспериментальную проверку на испытательном стенде принципиальных решений создания стендового прототипа электроракетного двигателя магнитоплазмодинамического типа мощностью до 10 киловатт. Цель этих работ – подготовка к созданию аналогичного двигателя мощностью 100 киловатт и более.

Новые технологии дают возможность отправки экспедиций в дальний космос, более чем двадцатикратный рост экономической эффективности космических транспортных операций и более чем десятикратное увеличение электрической мощности на борту космического аппарата.

Для проведения испытаний магнитоплазмодинамических двигателей в КБХА создают специальные вакуумные стенды. По одному из них в декабре текущего года работы были завершены. Именно на нем был проведен первый огневой пуск электроракетного двигателя 12 декабря.

В настоящее время специалисты предприятия обрабатывают результаты пуска, ведут дооснащение стенда энергетической и измерительной аппаратурой, а также разрабатывают планы дальнейшей экспериментальной отработки двигателя.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.