четвер, 15 серпня 2013 р.

Стоит ли лететь к нашей квазилуне?

Есть около Земли один астероид — (3753) Круитни. Точнее, он есть не только окрест Земли, но иногда и «вокруг» Марса и Венеры.

Короче говоря, вращается он вокруг Солнца в орбитальном резонансе 1:1 с Землей, что делает его нашим квазиспутником. Оттого Круитни и Земля в любой момент находятся на том же расстоянии друг от друга, что и ровно год назад.

Максимальное сближение Земли с ним не может превышать 12 млн км, и это хорошо, ибо у тела 5 км в поперечнике, а его масса равна 130 млрд тонн. На этом фоне пресловутый Апофис с его 270 м диаметра — сущая погремушка.

Чем Круитни интересен, наверное, понятно и так, но всё же: как и со многими астероидами, его состав не слишком изменился со времён возникновения Солнечной системы (в отличие от Земли и других планет), поэтому его изучение потенциально исключительно важно. Увы, попасть к нему в гости из-за непростой орбиты сложно: помогающих гравитационных манёвров почти нет, а без них ракете придётся тащить с собой слишком много топлива.

Пьерпаоло Пергола (Pierpaolo Pergola) из Пизанского университета (Италия) знает, как оказаться у Круитни самым экономным путём, без бесконечных обозов с ракетным топливом и прочих дорогостоящих маркитанток.

Космический аппарат, посланный к объекту, итальянец предлагает ускорять с помощью ионных двигателей, энергию для которых подают солнечные батареи.

По расчётам инженера, в этом случае можно будет использовать в качестве полезного груза две исследовательские наноплатформы, разворачиваемые в конце путешествия у самого астероида для его детального исследования. Сам г-н Пергола считает, что лучше всего подойдут два «сдвоенных» CubeSat размерами 20×10×10 см (нормальный «кубик» имеет 10×10×10 см) каждый, получившие широкое распространение на околоземных орбитах в последние годы. На них уже удавалось размещать миниатюрные акселерометры, масс-спектрометры и детекторы частиц. Основной аппарат при этом будет работать как передатчик информации от сравнительно маломощных (то есть нетребовательных к питанию) трансмиттеров CubeSat. Одновременно аппарат будет играть роль антирадиационного экрана, защищающего электронику наноплатформ от космического излучения за пределами поясов Ван Аллена.

Что особенно важно, считает инженер, так это то, что отсутствие химических ускорителей и ставка на ионные двигатели позволит отказаться от гравитационного манёвра, привычного в столь далёких миссиях, и предпочесть прямую дорогу к астероиду Круитни, давая свободу рук в выборе стартового окна — дня и часа запуска.

Вес всего аппарата не превысит 100 кг, а достичь Круитни он сможет за 320 дней. Как только миссия принесёт сведения о составе астероида, она сильно облегчит точное понимание его потенциальной ценности: есть ли, скажем, смысл в разработке Круитни компаниями типа Planetary Resources, а то и в пилотируемом полёте к нему. Напомним, что НАСА, лихорадочно ищущее резонансных целей для своих миссий, финансирование которых всё урезают и урезают, недавно решило высадиться на околоземном небесном теле. Вот только размер его ведомство планирует на уровне десятка метров или меньше, то есть речь идёт даже не об астероиде. Следовательно, есть в этом что-то от фальшлунной гонки: линейные размеры корабля доставки астронавтов будут больше, чем у самогó небесного тела! Высадка на настоящий пятикилометровый астероид, само собой, выглядела бы куда весомее и позволяла бы уверенно говорить о новом прорыве в пилотируемой космонавтике.

Конечно, подчёркивает Пьерпаоло Пергола, пока это только концепт с расчётами. В тусклые времена активной экономии на космосе ни одно агентство не высказало заинтересованности в такой миссии. Но проект весьма практичен и вряд ли выйдет дорогостоящим, а вот научная отдача от него (а при удаче — и практическая) может быть огромной.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Advances in Space Research..

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.