Хотя безоблачной ситуацию не назовёшь, и пока не очень ясно, удастся ли вернуть «главного по экзопланетам» к полноценной работе, важнейший для стабилизации положения телескопа элемент снова кажется действующим.
16 июля 2012 года один из четырёх двигателей-маховиков «Кеплера» вышел из строя. С этим можно было мириться, ведь для работы требовались три из них, по числу измерений, но в нынешнем мае перестал вращаться и второй. Чем это чревато? Списанием инструмента.
Отныне телескоп видел не неподвижную картинку, на фоне которой он и замечает движущиеся экзопланеты, а, напротив, несущийся с приличной скоростью калейдоскоп.
18 июля 2013 года наземный центр управления телескопом попробовал «пощупать» возможности восстановления работоспособности «Кеплера». По сути, это были обычные тесты производительности вышедших из строя двигателей-маховиков (ДМ) №№ 4 и 2. Инженерам хотелось выяснить, можно ли их возвратить к активной жизни.
Четвёртый ДМ в ответ на тесты не смог обеспечить вращение по часовой стрелке, однако продемонстрировал неугасшую способность вращаться против часовой стрелки. Заметим, что именно ДМ-4 считается наиболее тяжело повреждённым из двух неисправных подсистем.
В понедельник, 22 июля, с Земли продолжили тестирование ДМ-2. И внезапно этот двигатель-маховик заработал в обоих направлениях в соответствии с наземными командами!
Нет, кричать «ура!» и агитировать наиболее прогрессивную часть женского населения планеты бросать в воздух чепчики рано. Тесты продлятся ещё две недели, и только после этого будет приниматься решение о том, что, собственно говоря, делать дальше. Хотя оба считавшихся неисправными маховика выказывают признаки жизни (а для точной ориентации и нормальной работы космическому телескопу, повторим, нужно три таких устройства из четырёх), пока трудно оценить уровень трения — а он критически важен для того, чтобы исключить колебания космического аппарата...
...Ведь только предельно точное удержание «Кеплера» развёрнутым к определённому сектору неба позволяет отслеживать транзиты экзопланет, факт их прохождения между своими светилами и телескопом. Если трение при вращении будет слишком большим, то ни о каком возрождении телескопа говорить не придётся. И хотя даже без точной ориентации какое-то количество планет он всё равно сумеет отыскать, вряд ли это будут планеты в зоне обитаемости. Испытания же, при помощи которых инженеры точно узнают уровень трения и, следовательно, прояснят перспективы дальнейшей работы самого эффективного телескопа в истории человечества, пока лишь предстоят. И их итоги вряд ли будут известны ранее начала августа.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.