середу, 23 травня 2012 р.

Реален ли корабль из "Star Trek”?


Сколько бы специалисты ни рассуждали о том, что полет человека к соседним планетам в ближайшем будущем вряд ли возможен, нам все же сложно расстаться с мечтой о скором освоении космоса. Так, недавно появился сайт BuildTheEnterprise, посвященный созданию корабля "Enterprise" из популярного сериала "Star Trek" на базе существующих технологий.
Суть проекта в следующем. Некий инженер, который предпочел сохранить свое имя в тайне от общественности, полагает, что сегодняшний уровень развития науки и техники вполне позволяет построить конструкцию, аналогичную "Enterprise NX-01" — знаменитому звездолету из сериала "Звездный путь", оснащенному ионными двигателями и ядерным реактором мощностью в 1,5 гигаватт.
По расчетам автора идеи, такой космический корабль способен за три месяца достичь Марса. Правда, собирать махину длиной почти в километр придется на околоземной орбите.
Но зато реально создать на борту корабля эффект искусственной гравитации: если помните, на корабле из фантастического фильма главный диск имел двойной корпус, внутренняя оболочка которого парила на магнитной подушке и вращалась вокруг собственной оси, создавая во внешних областях диска гравитацию, подобную земной.
Как видите, в теории все очень просто. А на практике? Журналисты обратились за комментариями к экспертам НАСА. Ответы не носили однозначного характера.

"Классная идея, но не очень практичная, слишком оптимистичная в оценке разработок на ближайшую перспективу, — заявил Джон Эллиот, возглавляющий отдел проектирования полетных систем НАСА Outer Planet Flagship Mission, предназначенных для отправки летательных аппаратов к спутникам Сатурна и Юпитера. — Но если это заставляет людей думать нешаблонно, предлагать оригинальные решения, это не так уж плохо".
Если же рассматривать проект в деталях, то проблемы, по словам Эллиота, начинаются с ядерного реактора. "Реакторы масштабируемы до столь высоких мощностей, но вот экранирование от радиации и система теплоотвода (в условиях космоса) будут довольно сложной задачей", — говорит он.
Действительно, почти все проекты корабля с ядерным реактором требуют размещения бортовой атомной электростанции в изолированном отсеке, который должен быть расположен как можно дальше от жилого модуля. Как правило, между реактором и жилым отсеком стараются также разместить запас топлива для ионных двигателей: это дает лишнюю защиту.
Вторая проблема связана с самими ионными двигателями. Уже сегодня они способны разогнать корабль до 320 тысяч километров в час. Но, к сожалению, такие двигатели обладают слабой тягой (50-100 мегагерц), что делает процесс разгона аппарата слишком длительным. Поэтому, чтобы реализовать трехмесячный полет к Марсу, потребуется большое количество двигателей, оборудованных сложной системой питания.
Кстати, в свое время НАСА разрабатывало проект "Прометей", подразумевающий постройку корабля с ионными двигателями, получающими питание от ядерного ректора. Правда, последний должен был поддерживать мощность всего в 250 киловатт.
Не так просто будет и поддерживать гравитацию. По утверждению сотрудника Стэнфордского университета (США) Николаса Ли, занимающегося разработкой спутниковых систем, центробежное вращение одной из частей корабля сдвинет его с прямой траектории. "Это то же самое, что взять внешний жесткий диск компьютера и помахать им в воздухе, пока он активно работает", — поясняет мистер Ли на примере. Впрочем, авторы проекта "BuildTheEnterprise" видят решение проблемы в установке диска-противовеса, имеющего аналогичные параметры вращения, но с противоположным вектором: по задумке, он должен уравновесить искривление траектории. Может, и так, но в таком случае конструкция сильно усложняется.
Наконец, сложная форма, характерная, к примеру, для МКС, не годится для крупных кораблей, предназначенных для интенсивного движения. Оптимальный вариант для них, говорят эксперты, это сфера или набор функциональных модулей в виде сфер. Иначе масса аппарата окажется слишком велика.
К тому же, для постройки аналога "Enterprise" на околоземной орбите, по подсчетам ученых, потребуется 650 рейсов ракеты-носителя Space Launch System, на сегодняшний день имеющейся в распоряжении НАСА. А она не в состоянии выводить на орбиту более 130 тонн груза за один раз.
И все же, признает большинство экспертов, такого рода идеи, хоть они и не могут быть сейчас осуществлены, нередко ведут к ценным инновациям в других областях.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.