понеділок, 14 травня 2012 р.

Сомневайся и верь!


Пять космических полётов, 145 суток в невесомости, два выхода в открытый космос. Владимир Джанибеков – легенда отечественной космонавтики, дважды Герой Советского Союза, обладатель множества других наград и званий. Но сегодня мы представляем его ещё и как прекрасного художника, чьи картины дают нам возможность хотя бы чуть-чуть соприкоснуться с космическим пространством.

- Владимир Александрович, где же вы научились рисовать? 

- Мне тяга к живописи, видимо, передалось от родителей. Мама была прекрасной художницей – вышивала, рисовала акварелью, создавала модели одежды. Отец тоже неплохо рисовал.
Первые уроки мне преподал друг детства Толик Рзянин. Мне было тогда лет пять, а он был старше меня, уже учился в школе, и учился очень хорошо. Позже, кстати, стал лётчиком. Так что, как видите, я и в этом брал с него пример. Он прекрасно рисовал. Особенно хорошо ему удавались птицы – на его рисунках они были как живые, а ведь красок у нас не было, только карандаш… Чтобы я не мешал ему готовить домашнее задание, Толик давал мне газету и объяснял, как можно несколькими карандашными штрихами придать объём буквам в заголовках. Мне это занятие ужасно нравилось. И я даже сам не заметил, как научился не только рисовать, но и читать и писать.
Продолжилось моё художественное образование в Суворовском училище в Ташкенте. В те времена нас учили даже бальным танцам – падекатр, падеспань, вальс-бостон, фокстрот, полька… И, конечно, уроки рисования. Я, правда, больше интересовался физикой, астрономией, паял радиоприёмники и много фотографировал.
Когда поступил в Ейское авиационное училище, оказалось, что там огромный объём оформительской работы и на художников большой спрос. Специфика лётной работы требует наглядности в подготовке к полётам, к тому же авиаторы вообще очень уважают творческих людей. Плакаты, стенды, боевые листки, - редкий день без кисти и пера. Много читал.
В училище была прекрасная библиотека по живописи – я такой нигде больше не видел, даже в Строгановке. И всё это богатство было в моём распоряжении.

- Вы делали эскизы к почтовым маркам, иллюстрировали книги…
- В 1981 году я участвовал в создании почтовых марок и конвертов, посвящённых 20-летию первого полёта человека в космос. В этой области, новой для меня – миниатюре - моим учителем стал художник Герман Алексеевич Комлев. Большой мастер и очень требовательная натура, он щедро делился секретами своего тонкого мастерства. Было много других творческих встреч, полезных и поучительных.
Нередко предлагали проиллюстрировать ту или иную книгу, причём не только на космическую тему, попадалась и лирическая поэзия. Неожиданно для самого себя выиграл конкурс на оформление томика лирики военных лет. До сих пор сам удивляюсь, как наспех сделанные почеркушки смогли вызвать такой интерес. Герман Комлев, думаю, был бы строже… Между прочим, второй том, зарубежных авторов, оформили работами Пикассо, ни много ни мало!

-Когда же появились крупные ваши работы?

-Это было уже после второго полёта, состоявшегося в 1981 году. В Ташкенте, много общаясь с Яковом Иосифовичем Шапиро, очень интересным скульптором, который предложил мне поработать в большом формате. В те годы у меня было много деловых поездок в Узбекистан, а всё свободное время уходило на работу в студии. Это тоже была своеобразная школа…

-Слышала, что в последние годы вы осваиваете новый жанр – компьютерную графику. 
-Компьютер даёт безграничные возможности. Конечно, одно дело – когда попадаешь в это пространство ребёнком, а другое – когда начинаешь его изучать уже пенсионером. Мне это не сразу далось, но я уже освоил много программ -графических редакторов, попробовал свои силы и в трёхмерном моделировании. Даже сделал проект собственной квартиры в такой программе. Это очень интересно!

-Расскажите, пожалуйста, о тех своих работах, которые мы представляем нашим читателям.
- Тема прорыва в космос, первый человек вне Земли – наш Юрий Гагарин! На фоне разворачивавшейся в те годы «холодной войны» мне хотелось показать, что мы в космос устремляемся с мирными целями. Отсюда и голуби – символ мира – на картине. Но это не единственная причина. Мне, как всякому, чьё детство прошло в деревне, голуби очень близки. А кроме того, на Байконуре действительно много диких голубей, и, когда взлетает ракета, в небо взмывают стаи птиц! И мои голуби на картине - полетели.
Серьёзная моя работа - «Встреча двух миров». В основе её – реальный случай. Когда Гагарин возвращался из первого полёта, спустился на поле прямо с неба. Случайными свидетелями этого приземления стали пожилая женщина и её внучка. Девочка испугалась. Уже потом, поняв, кто перед ними, они испытали совсем другие чувства. Случилась вот такая встреча двух миров. А что из этого выйдет?.. Бабушка обнимает испуганную внучку, и её мудрые глаза словно говорят: «Поживём – увидим»…
«Лунный пейзаж» - ничего особенного, простенькая пастель. Маслом могло бы лучше получиться. А впрочем, смотрите: так выглядит Земля в лунном свете. Вот эти светящиеся «змейки» - прибрежные города в ночном освещении. От Луны на воде – не привычная «дорожка», а пятно света. Структура воды в лунном свете очень чётко различима, легко проследить направление океанских течений. В наши задачи во время полётов входило наблюдение и нанесение на карту разных структур на поверхности океана.
Картина «Памяти ушедших» посвящена нашим трагически погибшим в 1971 году товарищам – Георгию Добровольскому, Виктору Пацаеву и Владиславу Волкову.

-Тема космоса – главная в вашем творчестве. А какие ещё сюжеты вам близки?
-Мною никто не интересуется как пейзажистом или портретистом, хотя эти темы мне тоже интересны. Говорят: не отвлекайся, рисуй космос!

-Это вполне понятно: только тот, кто видел космос, может о нём рассказать и показать его тем, кто никогда не полетит… А каково это – быть в космосе?
-Пожалуй, лучше всего об этом могут рассказать космические туристы. Готовятся они к полёту не очень долго, поэтому у них свежие ощущения. Для профессиональных космонавтов длительный период подготовки представляет собой моделирование полёта. Рассматриваются все возможные ситуации, отрабатывается каждая операция – день за днём тесты, испытания, экзамены, медицинский контроль… Вся романтика усыхает! Это твоя работа. Наработанные навыки, умение решать сложные задачи и проблемы – вот что становится самым главным. Но всё-таки, увидеть восход Солнца в космосе – ощущение ни с чем не сравнимое. И хотя рассвет там не один раз в сутки, а целых 16, привыкнуть к этому невозможно – каждый раз стараешься эту минутку (всё происходит очень быстро) ухватить. Ведь двух одинаковых рассветов не бывает. Когда видишь такую красоту, что-то в тебе меняется – отношение к жизни, к людям, к тем, кто помог тебе полететь, кто создавал эту ракету…

-Помимо чудесных рассветов вы наблюдали в космосе и другие необычные явления. Объясните, пожалуйста, что такое «эффект Джанибекова»?
 
- Как-то мы с Виктором Савиных разбирали груз. Крепежи – обыкновенная «шпилька» с резьбой и накрученная на неё гайка-«барашек». В условиях невесомости снимаются эти гайки очень легко, достаточно пальцем чуть щёлкнуть – и она откручивается сама. И мне стало интересно, как эта гайка полетит, если я её не поймаю. Она, вращаясь вокруг своей оси по часовой стрелке, двигалась в направлении, заданном этой шпилькой. И вдруг, через какой-то промежуток, резко кувыркнулась в воздухе, изменив направление вращения на противоположное, а затем, с равными интервалами всё продолжалось до стенки. Много раз я проделывал этот опыт в разных направлениях относительно координат станции, пытаясь найти какие-то особенности. Такие же эксперименты проводил с шариком пластилина. Надо бы отснять на видео, но тогда не было камеры…

-Некоторые учёные считают, что «эффект Джанибекова» - пойманная вами закономерность - относится и к нашей планете. Что, Земля тоже может перевернуться, как гайка?!
-В соответствии с теорией гироскопа, это возможно. Могу только сказать, что пластилиновый шарик, который я «запускал» в невесомости, после своего «кувырка» многократно изменял ось вращения. Примерно градусов на 60…
-В Интернете пишут, что на «Союзе-7» у вас был удивительный опыт – будто бы вы видели в космосе ангелоподобных существ…
-Не было такого, никого не видел. Может, и хотелось бы кого-то встретить, хотя… Вдруг они начнут вопросы задавать - что я им скажу, этим ангелам?..

- В этом году отмечается 50-летие первого отряда космонавтов. А каким вы видите будущее космонавтики? Многие считают, что перспективно только коммерческое её направление.
-В космическом туризме не вижу ничего плохого, это естественный процесс. Вспомните: сто лет назад авиация была просто развлечением для публики, как цирковое представление. А потом, по мере развития технологий, теории полётов, стала обычным явлением. Сейчас точно так же немало людей стремится в космос. И они будут летать!
Но развиваются и очень серьёзные космические программы. Усложняются встающие перед нами вопросы. Большое внимание сейчас уделяется исследованию Солнца и других планет, свойствам межпланетной, межзвёздной среды. Марсианская программа, программа «Вояджер» (американский проект по исследованию дальних планет Солнечной системы – Ред.). В то же время продолжается освоение околоземного пространства в интересах навигации, связи. Мы, наконец, получили первый урожай зерновых в невесомости – а ещё 15-20 лет назад это казалось невозможным!
Российская космонавтика не стоит на месте. Никто в мире до сих пор не умеет делать такие, как наши, ракеты, такие корпуса для станций… Ведь без российского сегмента Международная космическая станция не смогла бы существовать.

-Ваш девиз – «Сомневайся и верь!» В чём же следует сомневаться и во что – верить?
-Самоуверенность никогда не приводит к добру. «Сомневайся» - значит, нормально воспринимай критику. В первую очередь смотри на себя, прежде чем кому-то указывать на недостатки. В самом себе сомневайся – тогда, вероятно, следующий твой шаг будет правильным. А делая этот шаг – верь, что делаешь правильный выбор, и иди дальше!

Картины В.Джанибекова тут http://www.liveinternet.ru/users/v-test/post206850561/

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.