США сделали крупный шаг в направлении
коммерциализации космоса - во вторник с космодрома на мысе Канаверал (штат
Флорида) на борту ракеты-носителя "Фэлкон-9" был запущен автоматический
транспортный корабль "Дрэгон". Состоялся первый в истории частный
старт к Международной космической станции (МКС). В связи с этим "РГ"
побеседовала с группой словенских художников, которые привезли в Москву
"информанс", посвященный освоению космоса.
"Конструктором", как он себя
называет, "постргавитационного
искусства", представленного на проходящем на этой неделе
медиа-фестивале проекта "Платформа" в московском
"Винзаводе", является соучредитель творческого объединения "Neue
Slowenische Kunst" ("Новое словенское искусство") Драган
Живадинов.
- Наше представление в "Винзаводе"
является "информансом", то есть информационным перформансом, который
будет длиться целых 50 лет, - рассказал Живадинов. - Он называется
"Орбитальная осцилляция: Постгравитиарт 1995-2045" и играется вновь
каждые десять лет, причем таким образом, что если кто-то из наших актеров
умирает, то в следующий раз его заменяет технологический субститут. Мы его называем
"умботом", то есть "умным роботом". Если умирает актриса,
что уже произошло несколько лет назад, то ее слова заменяются мелодией, а в
случае смерти актера - ритмом.
По словам Живадинова, проект кульминирует
отправкой "умботов" в космос. Впрочем, художник тут же уточняет, что
информанс лучше один раз увидеть, чем десять раз о нем услышать.
- На этот раз наше выступление длится 50
часов. Все это время нас можно увидеть в "Винзаводе".
- Не слишком ли амбициозен ваш проект?
- Он амбициозен, потому что мы пытаемся
создать новый язык, который позволил бы людям искусства и науки общаться между
собой. Ну а "постгравитационным" он называется потому, что сила
притяжения - это единственная сила, которую материальное земное искусство пока
не преодолело. Кроме того, представьте себе, еще ни один художник, ни один поэт
не трудился на орбите!
- А для чего поэту летать в космос?
- Мы считаем, что необходимо активное
включение космоса в пространство культуры. Нужна культуризация космоса, ибо без
нее невозможно его освоение человеком. Любая космическая программа успешно
существует ровно столько, сколько на нее имеется культурный спрос. В чем он
выражается? - В США спрос генерирует Голливуд. Точнее, у них треугольник
"НАСА - Голливуд - Диснейленд". НАСА создает технологии, Голливуд -
спецэффекты, а Диснейленд - аттракционы, но не наоборот. В СССР тоже было нечто
подобное, хоть и недолго. Вспомните хотя бы творчество Андрея Тарковского. Но
вот Диснейленда не было.
- Если уж речь зашла о советской космической
программе, то в чем ее отличие от американской?
- Я думаю, что русский человек отправился в космос
в поисках Бога. И в прямом, и в переносном смыслах. Это не только знаменитая
реплика Юрия Гагарина на вопрос Никиты Хрущева - почитайте хотя бы Константина
Циолковского. Тогда как американцы - чтобы поставить на Луне свой флаг... А
советский спутник? Это же был первый постгравитационный проект - чистейшее
искусство!
- Вы обвиняете НАСА в национализме?
- Такова была их мотивация. И у китайских
тайконавтов сейчас она такая же. Технике китайцы учатся у вас, а мотивации - у
американцев.
- Я много общался с представителями
Европейского космического агентства, - вмешивается соучредитель и директор
"Культурного центра европейских космических технологий" (KSEVT) Миха
Туршич, - и осознал, что у них нет полного понимания, зачем им, например,
лететь на Марс. Так что вопрос мотивации действительно очень важен, и важно
понимание космических задач обществом. Для этого-то и требуется культура. К
слову, деятельность
центра KSVET направлена на это, и Институт истории естествознания и
техники РАН в ней участвует. Мы приглашаем в Словению представителей
космических агентств, студентов и ученых из разных стран, чтобы они смогли
совместно обсуждать новые горизонты.
- Бизнес в космосе - один из таких горизонтов?
- Коммерциализация космоса, равно как и
милитаризация его, - это то, против чего мы боремся, - говорит Живадинов.
Великие задачи решаются не бизнесом, а интеллектом и искусством.
Справка "РГ"
Словенские художники Дуня Зупанчич, Миха
Туршич и Драган Живадинов с 1998 года сотрудничают с Центром подготовки
космонавтов имени Юрия Гагарина. Там они провели одно из своих выступлений.
Немає коментарів:
Дописати коментар
Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.