четвер, 24 травня 2012 р.

Европейские художники против коммерциализации космоса


США сделали крупный шаг в направлении коммерциализации космоса - во вторник с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) на борту ракеты-носителя "Фэлкон-9" был запущен автоматический транспортный корабль "Дрэгон". Состоялся первый в истории частный старт к Международной космической станции (МКС). В связи с этим "РГ" побеседовала с группой словенских художников, которые привезли в Москву "информанс", посвященный освоению космоса.

"Конструктором", как он себя называет, "постргавитационного искусства", представленного на проходящем на этой неделе медиа-фестивале проекта "Платформа" в московском "Винзаводе", является соучредитель творческого объединения "Neue Slowenische Kunst" ("Новое словенское искусство") Драган Живадинов.

- Наше представление в "Винзаводе" является "информансом", то есть информационным перформансом, который будет длиться целых 50 лет, - рассказал Живадинов. - Он называется "Орбитальная осцилляция: Постгравитиарт 1995-2045" и играется вновь каждые десять лет, причем таким образом, что если кто-то из наших актеров умирает, то в следующий раз его заменяет технологический субститут. Мы его называем "умботом", то есть "умным роботом". Если умирает актриса, что уже произошло несколько лет назад, то ее слова заменяются мелодией, а в случае смерти актера - ритмом.

По словам Живадинова, проект кульминирует отправкой "умботов" в космос. Впрочем, художник тут же уточняет, что информанс лучше один раз увидеть, чем десять раз о нем услышать.

- На этот раз наше выступление длится 50 часов. Все это время нас можно увидеть в "Винзаводе".

- Не слишком ли амбициозен ваш проект?

- Он амбициозен, потому что мы пытаемся создать новый язык, который позволил бы людям искусства и науки общаться между собой. Ну а "постгравитационным" он называется потому, что сила притяжения - это единственная сила, которую материальное земное искусство пока не преодолело. Кроме того, представьте себе, еще ни один художник, ни один поэт не трудился на орбите!

- А для чего поэту летать в космос?

- Мы считаем, что необходимо активное включение космоса в пространство культуры. Нужна культуризация космоса, ибо без нее невозможно его освоение человеком. Любая космическая программа успешно существует ровно столько, сколько на нее имеется культурный спрос. В чем он выражается? - В США спрос генерирует Голливуд. Точнее, у них треугольник "НАСА - Голливуд - Диснейленд". НАСА создает технологии, Голливуд - спецэффекты, а Диснейленд - аттракционы, но не наоборот. В СССР тоже было нечто подобное, хоть и недолго. Вспомните хотя бы творчество Андрея Тарковского. Но вот Диснейленда не было.

- Если уж речь зашла о советской космической программе, то в чем ее отличие от американской?

- Я думаю, что русский человек отправился в космос в поисках Бога. И в прямом, и в переносном смыслах. Это не только знаменитая реплика Юрия Гагарина на вопрос Никиты Хрущева - почитайте хотя бы Константина Циолковского. Тогда как американцы - чтобы поставить на Луне свой флаг... А советский спутник? Это же был первый постгравитационный проект - чистейшее искусство!

- Вы обвиняете НАСА в национализме?

- Такова была их мотивация. И у китайских тайконавтов сейчас она такая же. Технике китайцы учатся у вас, а мотивации - у американцев.

- Я много общался с представителями Европейского космического агентства, - вмешивается соучредитель и директор "Культурного центра европейских космических технологий" (KSEVT) Миха Туршич, - и осознал, что у них нет полного понимания, зачем им, например, лететь на Марс. Так что вопрос мотивации действительно очень важен, и важно понимание космических задач обществом. Для этого-то и требуется культура. К слову, деятельность центра KSVET направлена на это, и Институт истории естествознания и техники РАН в ней участвует. Мы приглашаем в Словению представителей космических агентств, студентов и ученых из разных стран, чтобы они смогли совместно обсуждать новые горизонты.

- Бизнес в космосе - один из таких горизонтов?

- Коммерциализация космоса, равно как и милитаризация его, - это то, против чего мы боремся, - говорит Живадинов. Великие задачи решаются не бизнесом, а интеллектом и искусством.

Справка "РГ" 
Словенские художники Дуня Зупанчич, Миха Туршич и Драган Живадинов с 1998 года сотрудничают с Центром подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. Там они провели одно из своих выступлений.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.