середу, 13 червня 2012 р.

Встречайте Джеффри Марси, нового босса SETI


Астронома Джеффри Марси научное сообщество знает по его участию в открытии 110 экзопланет, включая первую обнаруженную экзопланетную систему. Пару месяцев назад мы писали о том, что он решил заняться поиском внеземных цивилизаций (ВЦ), причём на принципиально новой основе — без упора на радиоастрономию как основное средство.
Но мы его сильно недооценили: за словами учёного «собираюсь заняться» стояло намерение возглавить поиск ВЦ в статусе руководителя Института SETI.
По мнению Джеффри Марси, усилия последних лет по поиску экзопланет, по сути, были частью усилий по поиску ВЦ: «Главным вопросом является то, насколько распространены планеты земного типа». Успехом учёный считает понимание того, что таких миров миллиарды и десятки миллиардов только в Млечном Пути. А неудачей — отсутствие конкретных данных о наличии на них одновременно суши и большого количества воды. «Остаётся возможность, что большинство планет размером с Землю либо безводны, либо представляют собой планету-океан».
Технологически продвинутая жизнь вероятнее всего там, где есть и суша, и водные бассейны, считает новый руководитель SETI. Возможно, такие миры редки, не чаще чем один на 10 тыс. планет в обитаемой зоне. Впрочем, даже в этом случае их миллионы только в нашей Галактике. При этом ближайшая ВЦ, увы, может оказаться не в считанных световых годах от Земли, а в сотнях и тысячах. Вопрос этот имеет, по мнению г-на Марси, практическое значения для будущего: если дистанция столь велика, то межзвёздные перелёты могут оказаться нецелесообразными, а сообщение — чрезвычайно затруднённым из-за огромного времени реакции.
На новом посту астроном обещает использовать свой научный опыт для реорганизации поисков ВЦ. В первую очередь речь идёт о развороте к оптическому спектру диапазона: как считает Джефф Марси, радиоволны — маловероятный способ межзвёздной коммуникации в силу их высокого рассеивания и некогерентности, что требует огромных затрат энергии и колоссальных по размерам приёмников и передатчиков. Для обнаружения лазерных сигналов ВЦ можно использовать спектроскопию, способную выделить лазерное излучение из общего потока света от той или иной звёздной системы: ведь лазер будет сильно излучать именно на одной специфичной длине волны, что для обычных источников света нехарактерно. Кроме того, то ли в шутку, то ли всерьёз учёный заметил, что большие оптические телескопы могут быть использованы и для поисков сферы Дайсона — гипотетического титанического сооружения, представляющего собой относительно тонкую сферическую оболочку большого радиуса (порядка радиуса планетных орбит) со звездой в центре. Предполагается, что развитая цивилизация может использовать подобное сооружение для полной утилизации энергии центральной звезды или для решения проблемы жизненного пространства. Правда, обнаружение такого рода объекта кажется крайне сложным: в идеале он использует весь свет своей звезды и почти ничего не излучает наружу.
Не обошёл новый глава SETI и вопрос Великого молчания. Он предлагает подойти к этому серьёзно, считая, что оно означает редкость продвинутой жизни в Млечном Пути. Если бы Галактика была переполнена жизнью, мы обнаружили бы её, не говоря уже о нахождении инопланетных робозондов. Возможно, в Галактике всего несколько таких цивилизаций, разделённых тысячами световых лет, что слишком много для обнаружения и устойчивой коммуникации. И если это так, то с практической точки зрения это то же самое, что признание нашего одиночества.
Разумеется, г-н Марси затронул вопрос Active SETI — активного поиска ВЦ путём посылки им сообщений. «Никто не собирается мерцать вывеской посреди Галактики: «Прилетайте на Землю! Всё, что вы хотели съесть: вкусное органическое мясо!» Но на деле мы и так заявляем о своём существовании помимо собственной воли. Когда военные лазерами посылают сигналы спутникам, часть этого излучения обязательно дойдёт до дальних звёзд». Даже астрономические телескопы используют в системах адаптивной оптики собственные лазеры, выдающие наше существование. «Так что вывеска «Земляне» и без того светится и мигает», — отмечает учёный.
Новый глава SETI упомянул и недавнее интервью Джилл Тартер, своей предшественницы. Как он полагает, г-жа Тартер абсолютно права в том, что инопланетяне, скорее всего, будут дружелюбны (впрочем, Джилл говорила немного о другом, постулируя их безразличие к нам). «Если они преодолели свои конкурентные дарвиновские корни, то несравнимо больше склонны к эмпатии и дипломатичнее людей, сталкивавшихся в прошлом с другими человеческими цивилизациями».
Мы высоко оцениваем свежий взгляд на проблему нового руководства SETI: десятилетия напрасных поисков показывают необходимость смены подхода к задаче в целом. Поиск лазерных сигналов в оптическом диапазоне — это хорошо. Но что если ВЦ хоть чуть-чуть усовершенствовали эту технику?Луч Бесселя, известный даже нам, благодаря способности к переформированию и когерентности, превосходящей обычный лазер, явно удобнее (даже в случае частичной реализации) для межзвёздных коммуникаций. Но те же его черты означают и то, что те, кому такие лучи не адресованы, никогда их не увидят.
Впрочем, методы инопланетян могут быть куда более продвинутыми, чем даже луч Бесселя. Мы изобрели радио век назад, лазеры — всего полвека назад, в этом году впервые опробовали нейтринные передачи. Так не опрометчиво ли думать, что через полвека мы не получим более эффективные средства? И что если существующие ВЦ изобретают их хотя бы 50 тыс. лет подряд? Сможем ли мы связаться с ними на их волне?
Когда Яхве из ветхозаветной легенды захотел наказать строителей Вавилонской башни, он дал им вместо одного средства коммуникации сразу много. Не стоит ли в связи с этим переименовать Великое молчание в Великую глухоту или в новый Мигдаль Бавель?


Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.