четвер, 22 січня 2015 р.

Глава НАСА предостерег Белый дом от пересмотра долгосрочной космической стратегии

Вчера президент США Барак Обама выступил с большой политической речью, в которой коснулся и космонавтики. Он упомянул первый испытательный запуск корабля «Орион» в декабре прошлого года и пожелал удачи астронавту Скотту Келли, который в марте отправится в первую годовую экспедицию МКС. 

Как известно, стандартная продолжительность одной экспедиции на космическую станцию составляет шесть месяцев. Увеличение длительности полета вдвое Обама считает важным шагом на пути к Марсу.

Всего за час до речи президента, администратор американского космического агентства Чарльз Болден выступил в Мэриленде на круглом столе с представителями компаний американской космической отрасли. Он заявил: «Худшим, самым худшим решением было бы прервать реализацию наших планов и вернуться к тому, с чего мы начали».

В американских космических программах существуют два конкурирующих направления. Первое из них – программа дальних космических полетов, поддерживаемая Белым домом и, в большей степени, Конгрессом. Главной ее целью является полет на Марс в 2030-х годах, а промежуточной – посещение американскими астронавтами астероида в 2020-х. Для реализации этой программы из бюджета НАСА каждый год выделяется несколько миллиардов долларов на разработку сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System) и корабля «Орион».

Формально НАСА обязано выполнить поставленные перед ним цели, однако предпочтение отдает «новому космосу». Под этим определением понимают программу поддержки молодых частных компаний, которые занимаются не только разработкой техники, но и оказанием космических услуг. Самым известным «новым частником» является компания SpaceX Илона Маска.

Конгресс, в котором лоббируют свои интересы Boeing, Lockheed Martin и другие старые подрядчики НАСА, регулярно увеличивает финансирование исследовательских статей бюджета (исследовательской космонавтикой в США называют перспективные полеты за пределы земной орбиты), уменьшая при этом расходы на «пилотируемую» (т. е. МКС) и коммерческую космонавтику. Космическое агентство отвечает на это пересмотром масштаба исследовательских планов. Например, в 2013 году длительный полет к настоящему астероиду аккуратно был превращен в посещение небольшого камня, заранее доставленного на орбиту Луны автоматическим аппаратом.

Любопытно, что утверждение концепции этой миссии ARM (Asteroid Redirect Mission) стоимостью 1,25 млрд долларов было перенесено с декабря 2014 на начало 2015 года, однако в своем выступлении Болден ни разу его не коснулся. Более того, в последние недели представители НАСА сделали несколько неожиданных заявлений. В частности, отмечалось, что доставка астероида на орбиту Луны может стать не главной целью миссии, а одной из второстепенных задач, поскольку не представляет технологического интереса при подготовке полета на Марс.

Сам Болден 14 января говорил, что доставка астероида на орбиту Луны связана с серьезным риском, и неудача при выполнении этой операции, это не должна считаться проблемой. В этой же дискуссии бывший глава Космического центра им. Годдарда Том Янг заявил, что главной идеей миссии 2020-х годов был длительный полет сам по себе, а не посещение именно астероида. Стоит отметить, однако, что разговор носил гипотетический характер, и отказываться от ARM в ее нынешнем виде НАСА не намерено.

Программа развития частной космонавтики в США, хотя и пользуется широкой поддержкой в обществе, оказалась в сложном положении. Основной ее целью является создание низкоорбитальных пилотируемых кораблей для полетов на МКС, однако начало их эксплуатации уже перенесено с 2015 на 2018 год. Ранее предполагалось, что МКС проработает на орбите до 2028 года, и к тому времени у американцев появятся частные космические станции, которые смогут стать новыми пунктами назначения для кораблей Dragon и CST-100.

Однако теперь сама программа МКС находится под угрозой, поскольку Роскосмос выражает неуверенность в целесообразности ее продления после 2020 года. Теоретически США сможет организовать эксплуатацию станции без России, однако для этого потребуется дорогостоящая модернизация американского сегмента. Если же МКС будет затоплена в 2020 году, смысл разработки низкоорбитальных пилотируемых кораблей пропадает.

Выступая вчера против пересмотра выполняющихся космических программ, Болден пытался защитить не астероидно-марсианские планы, как могло показаться на первый взгляд, а именно программу поддержки новых космических компаний. Болден заявил, что эффективность вложений средств в эти программы признается всеми, а разработанные SpaceX, Orbital Sciences и другими компаниями технологии смогут найти применение при освоении дальнего космоса.

Кроме того, администратор НАСА выступил в защиту МКС, которая подвергалась критике как бесполезная в прикладном направлении. Он упомянул установленные на американском сегменте систему измерения ветров над океанами ISS-RapidScat и систему изучения динамики облачности CATS, а также отметил, что скоро там появятся другие полезные инструменты. Наконец, администратор НАСА вступился и за Роскосмос. По его словам, за которыми может скрываться некоторое лукавство, отношения между двумя космическими агентствами остаются превосходными, какими были до ухудшения политических отношений между Россией и западными странами.

Будущее МКС, как и расходных статей бюджетов НАСА на ближайшие годы, остается туманным. Для американских политиков низкоорбитальные станции потеряли значение, поскольку больше не являются показателем научно-технологического превосходства. Если на следующих президентских выборах победят республиканцы, традиционно поддерживающие промышленных гигантов вроде Boeing и Lockheed Martin, а Роскосмос откажется эксплуатировать МКС после 2020 года, компаниям вроде SpaceX лучше приготовиться к тому, что вскоре им придется полагаться только на свои силы.

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.