суботу, 29 вересня 2012 р.

Российский космос - фантастиш или финиш?


Так уж случилось, что появление в российских СМИ выступления вице-премьера правительства РФ по оборонке и космосу Дмитрия Рогозина совпало с очередным конфузом российской космической отрасли – от МКС не смог отстыковаться европейский грузовой корабль ATV-3. Как сообщается уже вполне официально - "из-за проблем с системой управления, расположенной в российском служебном модуле".
А тут еще и глава Роскосмоса Владимир Поповкин буквально вчера заявил на встрече со студентами, что отрасль ждет неконкурентоспособность на мировом рынке уже в ближайшие три-четыре года, если не принять срочных мер. Причем, по  мнению чиновника, панацея заключается в том, чтобы сократить людей на ряде предприятий, а часть производств отдать частному бизнесу. В общем, опять невидимая рука рынка, только на новый лад должна все разрулить. А частники спасти. Вот только американцы почему-то по-прежнему держат свое агентство НАСА как ведомство федерального правительства.
Как заметил Дмитрий Олегович, «нельзя лечить фурункул на теле космической промышленности путем устранения отказов каких-то отдельных систем, из-за которых ракеты не выходят на расчетные орбиты, не понимая, что аварии - это следствие более глубинных проблем». И далее он же пояснил, что в течение 2-х месяцев и независимые эксперты правительства, и Роскосмос представят свои предложения по выходу из кризиса.
Знаете, уже как-то такие известия об очередных наших неудачах перестают быть новостями. Подумаешь, опять у Роскосмоса что-то не получилось – дело-то привычное. Ну, не сложилось. Опять. Снова.
- Куда ты лезешь, гуманитарий? - могут возразить мне оппоненты. – Что ты смыслишь в ракетостроении, баллистике и т.д.?
Но для того, чтобы ощутить, что «не складывается» уже системно, вовсе не обязательно иметь диплом ракетостроителя. Не складывается не только в стартах, но и в целом в системе управления отраслью. А ведь в значительной степени в отрасли играют государственными, то есть нашими с вами деньгами.
Слепая вера в частника и бизнес в реализации космических программ вряд ли себя оправдает. Что уже вполне доказала амбициозная программа «Морской старт», начинавшаяся в 1995-м как международная - Boeing Commercial Space Company (40 % капитала), российская РКК «Энергия» (25 %), украинские КБ «Южное» (5 wacko и ПО «Южмаш» (10 %), а также норвежская судостроительная компания Aker Kvаrner (20 %) - и ставшая сейчас, по воле РКК «Энергия», на 95% российской и балансирующая на грани краха.
Суть проекта сводилась к тому, что со стартовой площадки в международных водах Мирового океана в районе экватора из-за вращения Земли можно выводить на орбиту полезный груз большей массы с меньшими издержками. Участники организовали для реализации проекта компанию Sea Launch (Си Лонч). Причем, американскому руководству Sea Launch удалось переложить на российских и украинских партнеров большую часть производственных расходов.
Эффективной программа становилась при проведении не менее 4-х запусков в год. Добиться заветных цифр удалось лишь в 2005, 2006 и в 2008 годах, причем в последнем все запуски успели совершить до начала кризиса. Все остальное время проект приносил только убытки. Ну а когда грянул кризис, заказы практически прекратились, а расходы остались.
И в июне 2009-го компания заявила о своем банкротстве и реорганизации. К этому моменту долги компании насчитывали уже порядка миллиарда долларов, большей частью – перед Боингом. В принципе, участники могли зафиксировать тогда свои убытки (российской «Энергии» Си Лонч задолжала $76,2 млн.) и разбежаться. Но РКК «Энергия» решила взять процесс в свои энергичные руки, с чем американцы и украинцы радостно согласились, предпочтя заморозить (но не простить) долги.
- Совет директоров решил отдать "Энергии" главную роль в "Морском старте, - с гордостью заявил вскоре после объявления банкротства  Си Лонч гендиректор РКК Виталий Лопота. Ну, мы же без гордости никак не можем, а тут еще и порулить дали, назначили главным. Как оказалось, среди стрелочников.
Для выхода из банкротства организовали дочку РКК «Энергия» - Energia Overseas Limited, которая стала владельцем Си Лонч. И в конце 2010-го «Морской старт» реанимировали. Вот только радоваться оказалось нечему. Для выхода на более-менее приемлемую траекторию было необходимо осуществить 10 запусков за три года. В 2011 прошел один. В 2012-2013 пройдут, максимум, четыре (два уже осуществлены). И все. Нет заказов. 5 стартов вместо 10, и каждый «незапуск» приносит около 100 млн.долларов убытков.
То есть, к уже замороженным долгам к концу 2013-г Си Лонч принесет своим русским рулевым, как минимум, 500 миллионов долларов дополнительных убытков. Уже приносит, как явствует из результатов аудиторской проверки Си Лонч международной компанией «Прайсвотерхауcкуперс» (PWC). По результатам проверки PWC деятельности СИ Лонч с 7 декабря 2010 по 31 декабря 2011 уже зафиксированы новые чистые убытки в сумме 116 млн 505 тыс. 191 доллар.
И рассчитывать не на что. Как пишут аудиторы из PWC, «коммерческий спутниковый рынок исторически … подвержен спадам в периоды слабых экономических условий», и изменения в финансовом состоянии даже одного клиента «могут оказать негативные последствия». Это потому, что их было всего два.
Есть и еще один небезынтересный нюанс, который отражен, но в меру завуалирован в отчете аудиторов (стр. 13-14 документа). Старших управленческих сотрудников (топ-менеджеров) Sea Launch AG поставляет еще одна компания - Sea Launch Services Ltd (Джерси, Нормандские острова). «Эти сотрудники оплачиваются Sea Launch Services, которая выставляет потом счет за эти услуги компании Sea Launch AG по себестоимости плюс дополнительная плата» - говорится в отчете PWC. И вот ведь какой нюанс: «Совет Директоров Sea Launch Services и Sea Launch AG» имеют, «по крайней мере одного общего члена правления, кто также владел долей в Sea Launch Services». Очень похоже, что этот кто-то (или эти) просто-напросто имеют маленький гешефт, еще и умудряясь зарабатывать на убытках, увеличивая их и своим личным бизнесом.
А в это время в США в течение ближайших 10 лет создадут полноценную индустрию космического туризма с оборотом в миллиарды долларов - только компания мультимиллиардера Ричарда Брэнсона Virgin Galactic имеет уже 500 заказов. Китайцы пачками запускают спутники навигационной системы «Бэйдоу» - их аналога американской GPS и российской ГЛОНАСС. К 2020 году навигация от КНР будет покрывать весь мир. Учитывая их мощную технологическую базу по производству гаджетов (те же Айфоны собирают именно там), перспективы ГЛОНАСС могут стать плачевными.
А мы? Мы делаем пиар на возможной отправке космотуристом оперной дивы Сары Брайтман. Прямо «Пятый элемент» какой-то, если она оттуда еще и споет. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью? В данном случае – Бессона. И еще, кстати, неясно, полетит мадам или нет.
Так что, зря Дмитрий Рогозин, как мне кажется, будет ждать предложений два месяца, тем более от структур, которые рулят в финансовую пропасть не без выгоды для отдельных «членов правления» некоторых структур. Он получит очередное затыкание дыр и просьбы денег, кивки на рынок и предложения о приватизации. Не исключено, на новый транш для поддержания на плаву «Морского старта». Ведь за все долги своих дочек, и за новые набранные кредиты, в том числе отвечать будут не швейцарские, американские и прочие «дочки», а российская «мама» - РКК «Энергия». То есть - Российская Федерация, у которой мажоритарный пакет.

Александр Гришин

Немає коментарів:

Дописати коментар

Примітка: лише член цього блогу може опублікувати коментар.